Как перестраивается российская система бизнес-образования в связи с изменением геополитической обстановки? Какую роль при этом играют попечители университетов? И насколько вузовские программы соответствуют современным запросам работодателей? Об этом — в интервью шеф-редактора Business FM Петербург Максима Морозова с заместителем президента-председателя правления Банка ВТБ, директором Высшей школы менеджмента СПбГУ Ольгой Дергуновой в год 30-летия ВШМ.
Максим Морозов: Какие задачи стоят перед системой образования и перед бизнесом в связи с изменением геополитической обстановки?
Ольга Дергунова: Мне кажется, для российской системы образования сейчас очень важно не потерять то хорошее и качественное, что было принесено за счет глобального взаимодействия со всеми международными университетами, ответить на свои вопросы и найти дополнительные преимущества именно для своего рынка труда. Я отвечу с точки зрения бизнес-школ. Новой России тридцать лет, бизнес-образование развивалось как часть глобального пространства. Для ВШМ, которая в 2021 году вошла в 1% лучших бизнес-школ мира, получив аккредитации трех крупнейших агентств, подтверждающих качество образования, это признание того, что резюме выпускника, на котором будет стоять название этой аккредитации, «тройной короны», будет понятно в любой точке мира, в любом университете.
Максим Морозов: Пропуск, входной билет.
Ольга Дергунова: Абсолютно универсальный lingua franca, пропуск на любое предприятие, в любую компанию. Они понимают, чего от этого выпускника ожидать с точки зрения образования, компетенций, квалификации. Несмотря на глобальное похолодание, отказываться от правильных моделей управления системой образования сейчас точно не надо. Но есть особенности, которые присутствуют на нашем рынке. Они состоят в том, что традиционно в глобальной системе оценки выпускников рассматривают только магистров, по сути вторую ступень высшего образования, и тех, кто заканчивает executive education, MBA. В основном, когда произносят слово «выпускник», речь идет именно об этой категории выпускников. Но в той демографической яме, в которой находится Россия, и при той потребности в качественных выпускниках бакалавриата, которые должны выходить на рынок труда и сразу находить свое место, вполне возможно, что для России оценка качества выпускников именно бакалавриата сейчас будет наиболее актуальной.
В ВШМ СПбГУ половина студентов третьего и четвертого курсов уже работает.
Максим Морозов: Совмещают учебу с работой.
Ольга Дергунова: Да. Примерно 30% студентов, которые выходят на рынок труда, на последнем курсе знают, где будут работать. Они уже получили оффер.
Максим Морозов: Как на системе образования сказывается такой глобальный поворот на Восток? В менеджменте всегда была важна стажировка. Достаточно непростой вопрос — где проходить стажировку? Многие ваши конкуренты позиционировали, что у них есть возможность стажировки за рубежом. Сейчас, может быть, в тех недружественных странах, где она раньше была, это и не актуально. Есть полярная точка зрения, что стажировку нужно проводить в той стране, даже в том городе, в той локации, где человек будет впоследствии искать работу. Как в этом смысле происходит поворот на Восток?
Ольга Дергунова: Начну со стажировок. Это называется включенное обучение, когда студенты ВШМ могли поехать на шесть месяцев обучаться в разные университеты в большом количестве стран мира. Сегодня эта возможность осталась.
Латинская Америка радостно принимает российских студентов, как она принимала их в предыдущие 20 лет. Как ездили ребята в Индию, так и ездят. Да, сложнее уехать в страны Европы или в Соединенные Штаты Америки, практически невозможно. Но рано или поздно все наладится. Китай, Индия, Сингапур, страны Глобального Юга — теперь, конечно, будет интересно поехать именно туда.
Все университеты, включая СПбГУ и ВШМ, сейчас готовят такого рода партнерства, часть их них уже готова. Ехать в Китай — достаточно очевидная задача. Но ведь вопрос не в том, чтобы поехать ради того, чтобы поехать. Вопрос в том, есть ли предпосылки для того, чтобы российские специалисты стали работать в Китае на равных условиях со своими китайскими коллегами? В этом смысле, конечно, глобализация помогала.
Мне кажется, вызов поворота на Восток в том, чтобы более пристально посмотреть на модели управления, которые приняты на других территориях, отодвинуть немножко глобальные универсальные модели управления и попытаться поразбираться с особенностями национальных экономик, национальных моделей управления и найти синергию.
Максим Морозов: Если говорить о трендах в трансформации управленческого образования на примере взаимодействия ВШМ и Банка ВТБ, что вы могли бы отметить? Какие сейчас потребности есть у работодателя, и что вуз может ответить, может быть, отчасти предвосхитить? Потому что учеба, бакалавриат, магистратура — это всегда отложенный эффект. Студентов нужно подготовить, а бизнес достаточно динамично развивается, тем более, сейчас.
Ольга Дергунова: Для ВТБ в области бизнес-образования Высшая школа менеджмента СПбГУ — это опорный партнер. Банк ВТБ является попечителем бизнес-школы вместе с такими крупнейшими компаниями России как Газпром, Роснефть, Транснефть, Северсталь, СИБУР, РЖД. Еще в конце девяностых и начале двухтысячных годов мы сформулировали, что нам нужны высокопрофессиональные управленцы. Очень важно, чтобы бизнес не декларировал это намерение, а принимал участие в формулировке образовательных программ, которые студенты получают из наших рук, принимал участие в советах образовательных программ, не в режиме слушателя, а в режиме активного участника, экспериментируя, советуя, отбирая лучших, сомневаясь, но ведя непрерывный диалог и взаимодействие. Мы для себя выбрали модель, когда ведем совместные проекты с бизнес-школой. В команде есть люди, закрепленные за бизнес-школой, например, для развития темы гибридного обучения.
Когда начался ковид, и все стали переходить в онлайн, в момент, когда это делала бизнес-школа ВШМ СПбГУ, мы поняли, что определенные изменения методики преподавания делают это онлайн-взаимодействие еще более увлекательным. Была сформирована не только технологическая инфраструктура. Банк ВТБ вместе с попечителями построил несколько аудиторий.
Максим Морозов: Платформ.
Ольга Дергунова: Платформ. В которых студент не чувствует, находится он внутри аудитории в офлайне, или он сидит у экрана в онлайне. Начав с технологического, инфраструктурного эксперимента, вокруг этого ВШМ СПбГУ продумала методику преподавания, изменила формат преподавания дисциплин, семинаров и лекций. После это стало продуктом, с которым ВШМ СПбГУ, как центр экспертизы, пошла к другим вузам.
Второй пример. ВТБ, как один из попечителей, понимая, что нам нужно для обучения своих управленцев, вместе с другими попечителями и с командой ВШМ СПбГУ разработали курс для начинающих руководителей в наших организациях в формате повышения квалификации. Продуктивизировали, как мы это умеем делать в своих профессиональных областях.
Сегодня ВШМ СПбГУ конкурирует на рынке корпоративного обучения наравне с такими флагманами как School of education, SkillBox и другими профессиональными разработчиками корпоративных программ.
Максим Морозов: Сравнительно развит рынок оказания таких образовательных услуг. Конкурируют и государственные образовательные учреждения, и достаточное число частных бизнес-школ. Что сейчас является конкурентным преимуществом?
Ольга Дергунова: Сейчас нет иностранных рейтингов, ничего страшного, но уже 14 год проводится рейтинг выпускников MBA и Executive MBA среди бизнес-школ, который называется «Народный рейтинг MBA». Мне приятно отметить, что ВШМ СПбГУ в первой группе лидеров. Там всего четыре бизнес-школы из тридцати. Почему? Потому что второе главное преимущество, которое есть у ВШМ, — это выпускники. Это взаимодействие выпускников со школой. Выпускники приходят в бизнес-школу, читают лекции.
Максим Морозов: Более 9,5 тысяч выпускников.
Ольга Дергунова: Да. Десять различного рода чаптеров, секций функционируют по разным странам, помимо большой российской когорты выпускников. Самое главное, что они вовлечены в работу с бизнес-школой. Часть из них мы называем по аналогии с послами доброй воли, по-английски называется ambassadors — «посланники».
Когда выпускники приходят на встречу с абитуриентами, поступающими на первый курс бакалавриата, и рассказывают о том, почему они учились и закончили бизнес-школу, чего достигли — это ролевая модель, которая позволяет убедить поступающих в правильности выбранного маршрута.
Второе — это индустриальное взаимодействие, когда успешные выпускники из разных стран мира, из разных индустрий на регулярной основе несколько раз в год приходят и рассказывают, как устроены индустрии, какова карьерная траектория у этих выпускников. Это, опять же, становится ролевой моделью на понятном для студентов языке.
Максим Морозов: Такой выпускник воспринимается как старший брат.Ольга Дергунова: Абсолютно. Не случайно мы называемcя «GSOM family members» — «Семья ВШМ».
Третье — есть отдельная менторская программа «TalentUp!», когда студенты выбирают себе менторов среди выпускников. Это нормальная менторская программа, помощь в ответах на вопросы и регулярное взаимодействие, как это положено по науке. Через такие активности и возникает взаимодействие и самое главное — доверие.