Доля китайских автомобилей в России к концу декабря достигла 37%. К такому выводу пришли аналитики агентства НАПИ. Экспансия становится еще более ощутимой, если учесть, что в 2022 году машины из Поднебесной занимали всего 5% рынка. Эксперты отмечают, что в дальнейшем темпы будут только нарастать. Так, об официальном старте продаж, открытии салонов и создании дилерских сетей уже заявили 19 новых брендов. Итоги года обозреватель Business FM Петербург Максим Тихонов обсудил с директором по продажам дилерских центров «Хавейл Лахта», «Хавейл СПБ-ЮГ» и «Джетур СПБ-ЮГ» Андреем Шепелёвым.
Максим Тихонов: Экспансия китайского автопрома становится всё более очевидной. Сейчас на российском рынке представлено уже более 20 марок, которые пользуются особой популярностью у петербуржцев. Чем обусловлен их выбор?
Андрей Шепелёв: Буквально за последний год мы увидели, как доля китайских автомобилей на российском рынке кратно увеличилась, в том числе на рынке Санкт-Петербурга. Чем это обусловлено? Понятной причиной — это уход европейских игроков, японских брендов. Как говорится, «свято место пусто не бывает». Российский рынок стал очень привлекательным для наших китайских партнёров, и они, конечно, очень сильно постарались, чтобы восполнить автомобильный дефицит за 2023 год. Мы увидели кратное увеличение и по количеству дилерских центров, и по продажам на российском рынке. Это абсолютно логично, и слава Богу, что у нас есть наш партнёр Китай, который готов обеспечить потребности нашего рынка по новым автомобилям.
Максим Тихонов: Как клиенты, которые ранее покупали, в частности, европейские и корейские марки, реагируют на модели из Китая?
Андрей Шепелёв: Многие клиенты, которые привыкли эксплуатировать, допустим, тех же самых немцев, конечно, испытывали определённые сомнения. Но, как показала практика, эти сомнения достаточно быстро развеивались буквально на этапе знакомства с автомобилем, на этапе презентации преимуществ автомобиля, на этапе тестовой поездки, где автомобиль показывал себя. После того, как клиент на собственных ощущениях понимал, что автомобиль более чем достойный и цена, как правило, гораздо более интересна, чем на европейские бренды. Поэтому сказать, что было большое сопротивление, не могу.
Максим Тихонов: Ещё один важный вопрос, который интересует многих клиентов, которые планируют купить, либо уже недавно купили. Что с надёжностью и ремонтопригодностью китайских авто?
Андрей Шепелёв: Есть бренды, которые представлены с десятых годов и даже ранее. Конечно, они имеют уже накопленный опыт, в том числе накопленный опыт ошибок, опираясь на который происходит постоянный процесс улучшения качества автомобилей. Были проблемы у китайских брендов, в первую очередь — по качеству кузовных элементов, по их устойчивости против нашего климата, против наших реагентов.
Максим Тихонов: Вообще наша зима — довольно суровое испытание!
Андрей Шепелёв: Да, да, надо понимать, что автомобили для России надо готовить особо. Эти автомобили показывают себя на самом деле с хорошей стороны. Придраться именно к качеству автомобилей очень сложно. Где-то они даже выигрывают у тех брендов, которые ушли с российского рынка.
Максим Тихонов: Недавно также сообщалось, что китайские производители резко снизили цены на модели, поставляемые в Россию, на ряд седанов кроссоверов в среднем скидка составляла до 100 000 рублей, а в единичных случаях даже до полумиллиона рублей. Какой вам видится ценовая политика на 2024 год?
Андрей Шепелёв: Я вижу, что стоимость автомобилей поменяется несильно. Мы столкнулись с ситуацией, когда в погоне и стремлении максимально быстро занять российский рынок, наполнив его своими автомобилями, китайские производители набрали очень высокую скорость по поставкам автомобилей.
Максим Тихонов: Это действительно так, да, тоже об этом говорилось.
Андрей Шепелёв: По своей представленности на российском рынке, скажем так, с учётом этого, а также с учётом нашей политики ЦБ… Все это повлияло на спрос, и в какой-то момент мы ощутили, что количество предложения либо выровнялось, либо где-то стал чуть выше спрос на эти автомобили. Поэтому, дабы поддержать и выполнить свои годовые планы, сейчас были объявлены поддержки в рамках конца года. Это нормальная практика для всех брендов. Хорошая практика, когда под конец года дистрибьюторы анонсируют выгодные предложения.
Максим Тихонов: Традиционно конец декабря — время, когда подводят итоги. С чем ваша компания заканчивает год?
Андрей Шепелёв: Для нас декабрь стал особенным месяцем. В этом месяце мы объединили все наши дилерские центры под одно общее имя, под общий бренд, который называется «Автопортрет», тем самым мы повысим свою узнаваемость, повысим свою конкурентоспособность с точки зрения представленности на рынке. Если говорить о том, что это даст нашим внутренним сотрудникам, то это более качественная организация всех внутренних процессов, более отлаженные рабочие механизмы внутри наших дилерских центров и приведение их к единому общему высокому стандарту.