В опубликованном в электронной базе Государственной думы законопроекте речь, в частности, идет об объектах культурного наследия федерального значения, а также об инфраструктуре железнодорожного и воздушного транспорта. Авторы инициативы Андрей Кутепов и Марат Хапсироков предлагают предоставить петербургским специалистам право самостоятельного проведения госэкспертизы проектной документации, а также результатов инженерных изысканий при работах по капитальному строительству. Как предполагают сенаторы, это может сократить сроки реализации важных и приоритетных для Северной столицы проектов, что, в свою очередь, должно поспособствовать более динамичному развитию города и улучшению качества жизни в нем. Впрочем, по мнению члена комиссии по градостроительству Законодательного собрания Александра Рассудова, в Петербурге вряд ли найдется достаточное число экспертов, которые могли бы работать на системной основе с большим количеством уникальных и технически сложных объектов:
Однако, как отмечают авторы инициативы, в условиях нынешней градостроительной политики Петербурга некоторые уникальные объекты в отдельных случаях по сути таковыми не являются, а относятся к ним лишь по формальным признакам. Например, это может касаться строительства метрополитена — если госэкспертизу проектной документации и инженерных изысканий отдать с федерального уровня на региональный, дело, по мнению сенаторов, должно пойти быстрее, к тому же с более рациональным расходованием средств городского бюджета. Вопрос экономии денег в пояснительной записке к законопроекту вообще проходит отдельной строкой — например, за 2022 год по данным «Главгосэкспертизы России» в отношении объектов, планируемых к реализации на территории Петербурга, было проведено 116 государственных экспертиз на общую сумму в сотни миллионов рублей. Однако, если возвращаться к болезненной для Северной столицы теме метро, ни сохранение средств в бюджете города, ни перенос экспертизы объектов на региональный уровень этот процесс не ускорят, считает исполнительный директор «Тоннельной ассоциации Северо-Запада» Сергей Алпатов:
Добавим, что в августе прошлого года подобными полномочиями наделили Московскую государственную экспертизу, которая теперь выполняет работу без привлечения средств федерального бюджета. Судя по темпам развития столичного метрополитена, система работает, однако, как убеждены некоторые эксперты, в Северной столице вряд ли получится так же успешно реализовать этот опыт.