Организаторы Петербургского международного газового форума заявили, что мероприятие 2024 года превзойдёт показатели 2023 года, когда в городе собрались 25 000 участников из 53 стран мира. Кстати, мероприятие состоялось в «ЭкспоФоруме», которому в октябре исполнилось 10 лет. За всё время площадку посетили более 15 миллионов человек. В продолжение темы делового туризма необходимо отметить, что власти Петербурга утвердили размер туристического налога: с 2025 года ставка составит 1%, но в дальнейшем будет расти и варьироваться в зависимости от сезона, например, в 2027 году заплатить придётся уже 3%. И ещё немного о процентах: пассажиропоток Пулково за 9 месяцев вырос на 2,5%, с января по сентябрь аэропорт обслужил 16,2 миллиона путешественников. Итоги недели шеф-редактор Business FM Петербург Максим Морозов обсуждает с генеральным директором компании «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Сергеем Воронковым.
Максим Морозов: Начнём с предварительных итогов Петербургского международного газового форума, который характеризуется своим масштабом. В чём его принципиальное отличие от предыдущих мероприятий?
Сергей Воронков: Во-первых, как вы правильно сказали — отличие в масштабах. В прошлом году участвовали 20 000 человек. В этом же мы прогнозировали 25 000, но по итогам ожидаем 34 000 участников. Это говорит о проявленном интересе. И это не случайно, потому что выставка выросла на 20%. На площади 50 000 квадратных метров больше 600 экспонентов представляют 15 000 единиц промышленной продукции. Сегодня это крупнейшая межотраслевая промышленная выставка в стране.
По объёмам Газовый форум обогнал одно из ежегодных мировых газовых событий — GASTECH. Сейчас мы входим в тройку крупнейших мировых мероприятий. Это важное достижение.
Максим Морозов: Традиционные опасения: в какой мере обеспечится «международность» форума?
Сергей Воронков: По международному присутствию тоже побиты все рекорды. Приняли участие 57 стран, причём как с экспозициями, так и в части бизнеса и официальных делегаций. Это не только партнёры из дружественных стран БРИКС, но и бизнесмены, и посетители из ЕС, Великобритании, Японии и Южной Кореи. Интерес проявлен неслучайно.
То, что демонстрируется на площадке Петербургского международного газового форума, показывает, что мы перешли от импортозамещения к импортоопережению.
Максим Морозов: Петербургский международный газовый форум проходит на площадке «ЭкспоФорум-Интернэшнл». Компания этой осенью отмечает десятилетие. Как бы вы могли оценить значимость, которую за эти годы приобрёл «ЭкспоФорум»?
Сергей Воронков: По статусу «ЭкспоФорум» — это системообразующее предприятие города и России. Потому что это единственная площадка в стране, которая может единовременно принимать конгрессы численностью участников до 30 000. Других специализированных площадок у нас просто нет. Да и в Европе их не так много. Наш объект — это окно в мир. Второе: это площадка для пересборки всей экономики и региона, и страны.
В 2023 году на конгрессах и выставках было заключено контрактов на сумму 17 триллионов рублей — это 10% ВВП страны. А в самом «ЭкспоФоруме» — на полтора триллиона. Это практически 15% ВРП Санкт-Петербурга.
Кроме того, «ЭкспоФорум», как крупное предприятие, на котором работают 800 сотрудников, платит больше 300 миллионов налогов. На выставках и конгрессах создаётся больше 100 000 временных рабочих мест за год. Половина деловых туристов Санкт-Петербурга приезжает на мероприятие в «ЭкспоФорум»: 600 000 из 1,2 миллиона. Эти люди приносят городу в 3-4 раза больше денег, чем обычные туристы. Участники наших выставок и посетители, которые приезжают в город, приносят всей индустрии гостеприимства более 70 миллиардов рублей ежегодно. Это больше 15% доходов всей туристической отрасли. Вот что такое «ЭкспоФорум» сегодня.
Максим Морозов: Продолжаем тему делового туризма. Власти Петербурга утвердили размер туристического налога: с 2025 года ставка составит 1%. В дальнейшем она будет расти и варьироваться в зависимости от сезона. Как можно оценить значимость налога для развития отрасли?
Сергей Воронков: Сегодня деловой туризм в общем трафике занимает примерно 12-13%. При этом он приносит 40% всех доходов. В высокий сезон, когда приезжает основное количество туристов, вся инфраструктура перегружена, её надо восстанавливать. А в низкий, который длится восемь месяцев из 12, наоборот, недозагружена. Это как раз активный пик для деловых туристов и проведения конгрессов и выставок.
Ёмкость делового туризма в Санкт-Петербурге не выбрана ещё как минимум в 4-5 раз. Поэтому нужно развивать не туризм вообще, а развивать его самые выгодные целевые сегменты. Это точечная, адресная работа. Директ-маркетинг — вот над чем нужно думать и работать.
Максим Морозов: В какой мере, на ваш взгляд, важна адресность налога? Чтобы туристы понимали, что деньги не растворяются в общем бюджете, а расходуются именно на развитие туристической инфраструктуры.
Сергей Воронков: Максим, неужели, когда вы приезжаете за границу и платите туристический сбор, вам важно, куда он пойдёт? Это надуманный вопрос: чтобы туристы знали, куда адресно направлены деньги. Лично мне это в принципе не сильно интересно.
Максим Морозов: Третья тема, которую успеваем обсудить. Пассажиропоток Пулково за 9 месяцев вырос на 2,5%: с января по сентябрь аэропорт обслужил более 16 миллионов путешественников. Сергей, какой должна быть связка аэропорта и деловых мероприятий, различных событий в Петербурге?
Сергей Воронков: Прямой. И не только с аэропортом Пулково, но и со всей транспортной инфраструктурой: железнодорожным, автомобильным сообщением.
Например, когда в Германии проводятся крупные выставки, там вводятся единые проездные билеты. Также должно быть и у нас.
Что касается рекордов: надо понимать, что они, в основном, достигнуты благодаря внутреннему туризму. Важно смотреть на структуру и сезонность. У Пулково есть такая же проблема: как загружать парк самолётов и всю инфраструктуру равномерно, а не только в пиковые сезоны, когда рейсов не хватает. В этом смысле мы должны работать с аэропортом в полном контакте. Санкт-Петербург прекрасный город: его любят, знают и прочее. Но при принятии решения, ехать на выставку или нет, человек в первую очередь смотрит, удобно ли до него добраться. Если из другой страны или региона до города это можно сделать только через Москву, его привлекательность сразу снижается, скажем, на 5 баллов из 10. Задача — проработать новые маршрутные сети именно для событийной сферы. И тогда всё полетит!