Светлана Агапитова заявила, что в городских учреждениях пенитенциарной системы необходимо распространять газету «Петербургский дневник». Омбудсмен напомнила, что только в «Новых Крестах» находится 4,5 тысячи человек, это крупнейший следственный изолятор в Европе, и оторванным от привычной среды заключённым просто необходимо узнавать новости. В целом же, по словам Агапитовой, за прошлый год к ней поступило не более 12% жалоб, связанных с работой ФСИН. Мнения экспертов выслушал шеф-редактор Business FM Петербург Максим Морозов.
Как подчеркнула Светлана Агапитова в интервью уже упомянутому «Петербургскому дневнику», многие люди с недоверием относятся к системе Федеральной службы исполнения наказаний, потому что напуганы периодически поступающими новостями о ЧП и рассказами о жизни за решёткой. Поэтому необходимо рассказывать, в том числе и широкой аудитории, что там происходит на самом деле. По её словам, злоупотребления возможны в любых закрытых учреждениях — и в больницах, и в психоневрологических интернатах, и в колониях. Продолжает председатель комиссии по защите профессиональных прав адвокатов Адвокатской палаты Петербурга Сергей Краузе:
Председатель комиссии по защите профессиональных прав адвокатов Адвокатской палаты Петербурга Сергей Краузе Есть два аспекта. Первый — это нарушение прав лиц, которые находятся в СИЗО. Наверное, самая болезненная тема — медицинское обслуживание, потому что люди жалуются, что выписанные врачом лекарства очень сложно получить. Их нет в изоляторе, а передать препараты со свободы очень сложно, это целая эпопея. Второй аспект — это проблема оказания правовой помощи. Опять, как нам объясняют, из-за нехватки персонала сейчас адвокаты очень долго ожидают встречи, встречи становятся редкими. Это препятствует согласованию позиции, то есть фактически — защите прав лиц, которые содержатся в изоляторе.
Также Агапитова подняла вопрос доступа заключённых к новостям и публикациям. По её словам, поступают просьбы поставлять в учреждения печатную прессу. Осуждённые, которые находятся в колониях после приговора суда, могут за свои деньги подписаться на журналы и газеты. В СИЗО же такой возможности нет, хотя заключённые в изоляторе не поражены в правах — они, например, участвуют в выборах, и право на информацию распространяется на них, как на всех остальных граждан. Продолжает управляющий партнёр коллегии адвокатов Legal Fort Александр Мамышев:
Управляющий партнер коллегии адвокатов Legal Fort Александр Мамышев В течение последних 5-10 лет ситуация всё-таки меняется в лучшую сторону, и количество людей, которые находятся в СИЗО, в целом уменьшается. Пускай не так быстро, но внедряются различные онлайн-сервисы: электронные очереди, электронные свидания с адвокатами, электронные магазины. Но проблемы действительно есть. Так, существуют анахронистические запреты. Например, людям в СИЗО запрещено иметь часы. Я не понимаю, в чём опасность владения часами в СИЗО. То же самое касается прессы и книг. Просто так адвокат своему доверителю принести ничего не может. С книгами тоже проблема — они проходят фильтр, определённый ценз.
В целом, по оценке Агапитовой, в ходе проверок действительности соответствует примерно половина жалоб, со стороны подследственных бывают случаи преувеличения. Как отметил первый заместитель председателя Общественной наблюдательной комиссии по Санкт-Петербургу Антон Миссуловин, ГУФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на обращения членов ОНК реагирует оперативно:
Первый заместитель председателя Общественной наблюдательной комиссии по Санкт-Петербургу Антон Миссуловин Жалобы бывают самыми разными. В основном, это моменты по условиям содержания, но бывает, что человеку просто скучно и он начинает писать. Он хочет, чтобы к нему приехали и с ним поговорили. Да, на это мы тоже реагируем. Кроме прочего, сейчас, если говорить о СИЗО №1 «Кресты», — это лучший следственный изолятор Европы, с самой большой территорией. Если в старых «Крестах» камера была восемь метров, то сейчас — семь метров приходится на каждого человека. Пополняются библиотеки, мы контролируем пищеблоки, медчасть — всё на достаточно приличном уровне.
Светлана Агапитова, в свою очередь, подчеркнула, что по условиям содержания в Петербурге нет такого числа обращений, как в других регионах. Рассуждает член Совета Адвокатской палаты Санкт-Петербурга Александр Чангли:
Член Совета Адвокатской палаты Санкт-Петербурга Александр Чангли Ситуация по соблюдению прав человека в системе ФСИН Санкт-Петербурга и Ленобласти, наверное, лучше, чем в других регионах. Это обусловлено тем, что Санкт-Петербург — достаточно большой город, и материальный уровень спецконтингента, который содержится в учреждениях системы, выше. Во многом, конечно, роль сыграло и то, что построена новая тюрьма — новый изолятор «Кресты». Вместе с тем, во многом ситуации с медицинским обслуживанием, которое относится к правам человека, с иными вопросами, связаны с самой главной проблемой — это кадровая проблема. Недостаток сотрудников, а по новым «Крестам» он достигает чуть ли не 60% от штатной численности, приводит к тому, что система, которая задумана достаточно правильно, даёт сбои.
Как передаёт РИА Новости, весной, выступая на коллегии, директор ФСИН Аркадий Гостев сообщил, что в 2023 году некомплект личного состава в целом увеличился почти на 4% и достиг серьёзной отметки в 19%.