В России повысился спрос на молодёжную литературу. Её изготовление входит в число одних из самых дорогих. В целом, отпускная цена на книги в 2025 году увеличится на 15%-20%, сообщают «Ведомости» со ссылкой на результаты опроса Ассоциации книгораспространителей России и журнала «Книжная индустрия». Сейчас она составляет около 510 рублей. О том, с чем связан интерес к молодёжной литературе, стоит ли книготорговцам опасаться перетока аудитории на маркетплейсы и как вернуть читателей в классические книжные магазины, выяснила обозреватель Business FM Петербург Валерия Шимаковская.
Средняя отпускная цена книги в 2024 году составила 510 рублей 70 копеек. Такие данные приводятся в опросе Ассоциации книгораспространителей России и журнала «Книжная индустрия». В 2025 году ожидается рост данного показателя ещё на 15%-20%. Связано это с увеличением себестоимости производства. Так, в 2024 году цена типографских услуг повысилась почти на 18%, бумаги — на 13%, расходных материалов — на 11% и редакционных услуг — на 9%. Кроме того, больше стали и затраты на покупку прав и оплату авторских отчислений. Рассуждает директор по маркетингу издательской группы «Альпина» Ирина Антонова:

С дефицитом материалов — в частности, красок и лаков, издатели столкнулись в первую очередь при оформлении книг молодёжной литературы. Спрос на неё растёт, а это значит, что необходимо затрачивать больше средств на создание обложек, форзацев и цветных обрезов. В то же время приток молодых читателей поддерживает книгоиндустрию. Продолжает руководитель PR-направления издательства «Манн, Иванов и Фербер» Вероника Суворова:

Повышение цен на книги может усилить отток покупателей из книжных магазинов на маркетплейсы, полагают некоторые эксперты. Согласно исследованию, разница цен во время акций и распродаж на интернет-платформах и в классических точках офлайн-торговли достигает 50%-70%. С этим мнением согласны не все представители индустрии. Кардинальный переток, считают они, произошёл во время пандемии, а теперь книжным магазинам предстоит лишь корректировать подходы к взаимодействию с аудиторией. Вариант привлечения читателей в классические магазины — карты для постоянных клиентов и организация встреч с писателями. Рассказывает генеральный директор Санкт-Петербургского Дома книги Кристина Матвеева:

Добавим, что всего в Северной столице на конец 2024 года находилось 933 дистрибьютера. За год закрылось 12 книжных магазинов. Всего с 2022 года из городской индустрии ушли 142 компании, пишет «Российская газета» со ссылкой на «Контур.Фокус». Некоторым издателям, чтобы снизить издержки, теперь приходится частично переводить производство в Китай, что также влияет на стоимость книг.