ЦБ 11.03
$88.39
95.44
ЦБ 10.03
$89.14
96.86
ММВБ 10.03
$
<
BRENT 10.03
$69.99
6239
RTS 10.03
1142.10
Telega_Mob

Книга как артефакт: почему рост цен на издания не отпугивает читающую молодежь

При этом её производство является одним из самых дорогостоящих.
Эксклюзив

Фото: Photo by form PxHere - Источник

В России повысился спрос на молодёжную литературу. Её изготовление входит в число одних из самых дорогих. В целом, отпускная цена на книги в 2025 году увеличится на 15%-20%, сообщают «Ведомости» со ссылкой на результаты опроса Ассоциации книгораспространителей России и журнала «Книжная индустрия». Сейчас она составляет около 510 рублей. О том, с чем связан интерес к молодёжной литературе, стоит ли книготорговцам опасаться перетока аудитории на маркетплейсы и как вернуть читателей в классические книжные магазины, выяснила обозреватель Business FM Петербург Валерия Шимаковская.

Средняя отпускная цена книги в 2024 году составила 510 рублей 70 копеек. Такие данные приводятся в опросе Ассоциации книгораспространителей России и журнала «Книжная индустрия». В 2025 году ожидается рост данного показателя ещё на 15%-20%. Связано это с увеличением себестоимости производства. Так, в 2024 году цена типографских услуг повысилась почти на 18%, бумаги — на 13%, расходных материалов — на 11% и редакционных услуг — на 9%. Кроме того, больше стали и затраты на покупку прав и оплату авторских отчислений. Рассуждает директор по маркетингу издательской группы «Альпина» Ирина Антонова:

Директор по маркетингу издательской группы «Альпина» Ирина Антонова В 2025 году нас ждёт рост цен на книги. Это коснётся всех регионов страны, хотя, как мы понимаем, покупательская способность в регионах России разная. Рост цен на книги затронет, конечно, и Петербург. Среди причин — рост себестоимости производства, расходов на типографию, оплаты полиграфических услуг, зарплат, аренды. Издатели не могут до бесконечности сдерживать цены и брать расходы на себя.

С дефицитом материалов — в частности, красок и лаков, издатели столкнулись в первую очередь при оформлении книг молодёжной литературы. Спрос на неё растёт, а это значит, что необходимо затрачивать больше средств на создание обложек, форзацев и цветных обрезов. В то же время приток молодых читателей поддерживает книгоиндустрию. Продолжает руководитель PR-направления издательства «Манн, Иванов и Фербер» Вероника Суворова:

Руководитель PR-направления издательства «Манн, Иванов и Фербер» Вероника Суворова Мы уже не первый год замечаем тенденцию роста интереса к направлению молодёжной литературы и Young adult. Например, в прошлом году у себя в издательстве мы отмечали рост на 36% интереса именно к такой литературе, а она требует огромного внимания с точки зрения визуала и тактильности, потому что молодые люди воспринимают книгу как артефакт. Они покупают её для того, чтобы она хорошо смотрелась на полке, чтобы её было приятно взять в руки. И, безусловно, это тоже влечёт за собой определённый рост ценника. С другой стороны, сейчас на рынок вышло поколение зумеров, и в этом мы видим перспективу роста индустрии, потому что молодёжь начинает больше читать.

Повышение цен на книги может усилить отток покупателей из книжных магазинов на маркетплейсы, полагают некоторые эксперты. Согласно исследованию, разница цен во время акций и распродаж на интернет-платформах и в классических точках офлайн-торговли достигает 50%-70%. С этим мнением согласны не все представители индустрии. Кардинальный переток, считают они, произошёл во время пандемии, а теперь книжным магазинам предстоит лишь корректировать подходы к взаимодействию с аудиторией. Вариант привлечения читателей в классические магазины — карты для постоянных клиентов и организация встреч с писателями. Рассказывает генеральный директор Санкт-Петербургского Дома книги Кристина Матвеева:

Генеральный директор Санкт-Петербургского Дома книги Кристина Матвеева Сейчас уже есть отток на маркетплейсы и конкуренция, но мы стараемся проводить работу в этом направлении. Например, постоянно устраиваем торговые акции и предложения, вводим специальные цены для держателей клубных карт и для постоянных покупателей. Также регулярно организуем встречи с писателями. И на книги, которые презентуются, ставим цену ниже, чем на маркетплейсах, чтобы люди приходили, приобретали и подписывали книгу у автора.

Добавим, что всего в Северной столице на конец 2024 года находилось 933 дистрибьютера. За год закрылось 12 книжных магазинов. Всего с 2022 года из городской индустрии ушли 142 компании, пишет «Российская газета» со ссылкой на «Контур.Фокус». Некоторым издателям, чтобы снизить издержки, теперь приходится частично переводить производство в Китай, что также влияет на стоимость книг.

Автор:
Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Рекомендуем

Соответствующее предложение озвучили в Росавиации.
Активисты начали сбор подписей в защиту зеленой зоны от вырубки.
Девелопер возведет на данной территории 317 тысяч квадратных метров жилья, рассчитанного на 9,5 тысячи жителей.
Они опасаются, что новое производство нанесет непоправимый вред заказнику «Сестрорецкие болота» и экологии местности в целом.

Комментарии

    108
    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.