В поисково-спасательном отряде «ЛизаАлерт» заявили, что получили 279 заявок об исчезновении граждан. 85 обращений были срочными, 36 из них касались пропажи детей и подростков. О том, что необходимо знать, если родственник или знакомый перестал выходить на связь – шеф-редактору Business FM Петербург Максиму Морозову рассказал директор Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия Ярослав Жолобов.
Максим Морозов: С юридической точки зрения, какой человек считается пропавшим? Как поступать родственникам, близким людям пропавшего человека, куда обращаться, какие сроки, о чём говорит закон?
Ярослав Жолобов:
Многие воспринимают ситуацию с пропажей людей по телевизионным фильмам: родственник приходит в полицию, у него спрашивают — прошло ли с момента исчезновения трое суток? Если срок меньше, то заявление не принимается. Это старый шаблон, который уже давно не действует.
Существует совместный приказ МВД России №38, Генпрокуратуры №34, Следственного комитета России №5 от 16 января 2015 года об утверждении инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц. Там есть критерии, по которым проверяется информация. Когда граждане приходят в полицию, оперативный дежурный сразу же должен принять информацию, чтобы, скажем так, дать команду дежурному следователю о создании группы и выезде на место происшествия.
Максим Морозов: Какие сроки на практике? Когда заявитель может прийти в отдел полиции и быть уверенным, что у него примут заявление о пропаже человека?
Ярослав Жолобов:
Человек может мгновенно прийти и заявить, если он почувствовал, что кто-то пропал.
Начинают опрашивать родителей или знакомых. Есть ли объективные данные, которые свидетельствуют о том, что человек беспричинно на длительное время не мог убыть в неизвестном направлении? Например, отсутствуют или присутствуют у него заболевания, которые могут обусловить его скоропостижную смерть или потерю памяти и ориентацию во времени? Также рассматривается наличие по месту проживания или месту, где человек находился, документов, без которых он не мог далеко уйти: паспорт и так далее. Все документы на месте, а он отсутствует, нет сведений о том, что вернулся. Время нахождения в дороге превышено многократно: обычно тратит на дорогу час, а пропал на три, причём погодные условия никак не влияют, пробок нет. Наличие важных событий, в которых пропавший должен был участвовать. Например, у него должна быть сдача экзаменов, но он не приехал. Конференция, совещание — сведений нет, на телефон не отвечает, никто его не видел. Это опрашивают оперативный дежурный и дежурный следователь, когда принимается решение — выезжают ли они сразу же на место происшествия или нет.
Максим Морозов: Закон разграничивает ситуации, когда пропал совершеннолетний или несовершеннолетний человек?
Ярослав Жолобов: Выясняются события. Были ли конфликтные ситуации? Если конфликтных ситуаций не было, всё «в штатном режиме», тогда понятно, что ребёнок не просто скрывается от родителей. Такие случаи носят индивидуальный характер.
В инструкции прописано около 20 пунктов, по которым заявители опрашиваются о пропаже человека. Независимо о того, полным или неполным был ответ, тут же принимается определённое решение.
Например, есть работники, которые заняты в сфере оказания интимных услуг. Если женщина занимается проституцией, и есть сведения о том, что она исчезла, то она может погибнуть. Выясняется, были ли проведены какие-либо крупные сделки. Если сделки были, то это сразу же сигнал. Каждый из этих сигналов может быть отдельным поводом для оперативного проведения розыскных мероприятий.
Максим Морозов: Как рассматривается вопрос о возбуждении уголовного дела в данных случаях?
Ярослав Жолобов: Возбуждение уголовного дела происходит после некоторого срока. Сразу выезжает дежурная группа, она определяет круг общения пропавшего человека, движение его финансовых средств, какими карточками он пользовался. Прокуратура и следователи работают совместно, запрашивают данные от банков, биллинги телефонов, опрашиваются все люди, с кем контактировал пропавший. Если после всего этого тишина, нет ответов, никто не видел и не слышал, то принимается решение о возбуждении уголовного дела. Пример — безалаберность многих грибников и путешественников. Я был невольным свидетелем, когда группа сплавлялась по реке Вуоксе. Ушли, а МЧС не предупредили. Сейчас сотрудники любой лодочной базы, в случае аренды у них плавсредств, спрашивают: «Вы сообщили о себе в МЧС?» И проверяют эти данные. Сообщают в МЧС, спасатели знают, что группа ушла на маршрут. Есть инспекция, ГИМС, куда необходимо передавать информацию. Часто люди безалаберно об этом не сообщают. Может быть преступление, повлёкшее смерть по неосторожности. Если человек оформил крупную сделку и на следующий день исчез, может быть, это связано с причинением вреда с корыстным мотивом. Нужно разбираться. Либо это мошенничество, либо убийство с корыстным мотивом.
Когда разыскивали школьников, то (вы, может быть, будете удивлены) некоторые родители не могли описать своего ребёнка даже с точки зрения роста и особых примет. Или не помнят, какую одежду он надел. Был пример, когда родители были вынуждены вернуться домой из полиции и проверить — в какой одежде ушёл подросток. Причём информация, которую они первично дали по одежде, не соответствовала реальной. Помогает ли это в поисках? Конечно, нет.
Максим Морозов: Каковы правовые последствия, если человек безвестно отсутствует шесть месяцев? У него есть собственность, есть обязательства. Как решаются такие вопросы?
Ярослав Жолобов: Всё очень просто. Нужно сообщать, если у человека есть счета, недвижимость. Это делают либо сотрудники полиции, если у них есть эти сведения, сообщают о любом движении, о любой сделке, о любой регистрации или нерегистрации, снятии наличных. Также это частенько делают и сами совместные собственники: сообщают в регистрирующие органы о том, что подано заявление о пропаже лица, поэтому в случае проведения сделок лиц, которые не являются очно, поставить запрет. Всё это делается совместно со следственными органами либо самостоятельно. Тем более, когда вступление в наследство, нотариусы проверяют, нет ли каких-либо обременений по наследованию имущества, делаются запросы.
Максим Морозов: К сожалению, нередко судьба пропавших людей остаётся неизвестной. Кто несёт ответственность? Здесь, наверное, необходимо разделять вину и ответственность сотрудников, которые ищут человека, но не могут найти.
Ярослав Жолобов:
У оперативных и следственных органов при поиске пропавшего человека есть конкретный перечень действий, которые они должны произвести. Могут ли они проявить халатность? Могут. Ситуацию по безвестно отсутствующим людям, как правило, контролирует прокуратура.
Как только обнаруживается труп или части тела человека, дела поднимаются заново, всё перепроверяется. Приостановленное дело возобновляется. Что касается одиноких пропавших людей, у которых нет родственников, ситуация сложнее. Случилась беда, например, человек ушёл, утонул в болоте. Сотрудники полиции провели следственные действия, произвели подводные поисковые работы, но ничего не обнаружили. Всё, теперь пока не появятся какие-либо следы. То же касается и остальных моментов.
Розыскное дело не закрывается. Есть цикличные процедуры, когда информация по пропавшему лицу вновь проверяется, ищутся его следы. Может быть, они появились. Снова опрашиваются родные и близкие.
Если его в судебном порядке не признают безвестно отсутствующим, возникает вопрос: значит, либо родственники о чём-то знают, либо они безразличны к жизни пропавшего человека. Есть случаи, когда человек сам решил скрыться. Например, из-за личных конфликтов. Или есть граждане, которые набрали кредитов и решили, скажем так, исчезнуть, и чтобы не подставлять близких, даже не сообщать им.
Максим Морозов: Если человек обставляет всё как свою пропажу, как несчастный случай либо как похищение, но с умыслом: допустим, бежит от мобилизации либо от преследования правоохранительных органов, это образует дополнительный состав?
Ярослав Жолобов: Конечно. Потом возникает вопрос, где он легализуется. Он может легализоваться в какой-либо стране СНГ по новым документам. Вопрос: в связи с чем он исчез? Возможно даже приостановление течения срока давности совершённого им преступления, если он что-либо совершил и рассчитывает, что таким образом избежит уголовной ответственности из-за истечения срока давности.
Максим Морозов: Неотвратимость наказания.
Ярослав Жолобов: Да. Если только деяние не декриминализировано.