Речь идет о переводе за рубеж денег за оставшиеся в стране товары, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на редкое решение арбитража.
В постановлении подчеркивается, что после ухода иностранной компании ее продукцию в ноябре 2022 года выкупил «Яндекс Маркет». Позже выяснилось, что оплата по этой сделке почти в 13 миллиардов рублей поступила на зарубежные счета ирландской Fami Limited, которая аффилирована с российским отделением IKEA. ФНС расценила это как нарушение «основ правопорядка или нравственности» и обратилась в суд. Тот, в свою очередь, с выводами налоговиков согласился, обязав шведов выплатить в доход государства аналогичную сумму. У ответчика есть месяц на подачу апелляции. Разбирательство крайне примечательное с точки зрения права, считает руководитель направления реструктуризация и несостоятельность компании «Некстонс СТП» Петербург, адвокат Арутюн Саркисян:
Руководитель направления реструктуризация и несостоятельность компании «Некстонс СТП» Санкт-Петербург, адвокат Арутюн Саркисян Вы знаете, в этом деле интересно все: и право налогового органа обращаться с оспариванием любой сделки, совершенной в обход действующих санкционных ограничений, и автоматическая ничтожность таких сделок как совершенная с целью, противной основам правопорядка и нравственности, и последствие недействительности сделки в виде взыскания всего полученного в доход государства (без малого 12 миллиардов рублей), при этом в отсутствие лежащего на поверхности налогового правонарушения. Профессиональное сообщество надеется, что это скорее исключение, чем общее правило и данное решение не станет опасным прецедентом. Его мотивы еще могут скорректировать или отменить вышестоящие суды. Важно, чтобы суды ограничились именно явными нарушениями антисанкционных указов, а их мотивы не применялись к более широкому пласту сделок. В противном случае, может в дальнейшем оказаться, что покупка иностранного бизнеса даже при наличии согласия Правкома не будет исключать никакие исторические риски для новых собственников. Так, становится очевидным, что проводится ревизия сделок и платежей в пользу иностранцев, ответственность за которые может стать головной болью выкупленного и уже обрусевшего бизнеса.
Примечательно еще и то, что к так называемым «антисоциальным сделкам» обычно относят продажу запрещенных препаратов, экстремистской литературы, торговлю человеческими органами и тому подобное. Почему в разбирательстве с IKEA суд пошел по такому пути, юристы теряются в догадках. Они не исключают, что потенциальное распространение практики в будущем способно привести к тому, что почти любое нарушение закона можно будет трактовать как антисоциальное и забирать в пользу государства все полученное по сделкам вне зависимости от юрисдикции сторон.