На встрече с представителями Центра развития перспективных технологий, общепит попросил исключить их из цепочки прослеживания товаров. Напомним, что национальная система цифровой маркировки, оператором которой и является ЦРПТ, появилась еще в 2019 году. Список товаров, подлежащих особому контролю, постепенно расширяется. В 2023-ом жесткие требования распространят и на слабоалкогольные напитки. Оператор «Честного знака» уверяет, что нагрузка на заведения общепита при этом не вырастет, но у бизнеса иное мнение, – отмечает глава объединения RestoGR Александр Ружинский:
Проблемы, как отмечалось, могут возникнуть и с продажей воды в бутылках. Сканировать на кассе ее также начнут с марта 2023 года. Рестораторы подчеркивают, что в отличие от поставщиков и ретейла им просто негде брать контрафактные товары. При этом затраты на внедрение системы будут ощутимыми. Так, одна марка стоит 50 копеек без НДС, но она передается в виде цифрового кода, который еще нужно где-то напечатать. Стоимость услуг типографий, между тем, также значительно выросла. Не стоит сбрасывать со счетов и работу персонала, который должен будет заниматься инвентаризацией. «Теремку», например, все это обойдется минимум в 4 млн рублей, – рассказывает совладелец и генеральный директор сети Виталий Свидовский:
К слову, еще в марте несколько ведущих бизнес-ассоциаций предложили правительству отменить обязательную маркировку. Отмечалось, что процедура лишь приводит к росту потребительных цен и снижению конкуренции из-за ухода с рынка части МСП. Тогда же СМИ сообщали, что правительство рассмотрит такую возможность в качестве одной из мер поддержки предпринимателей, пострадавших из-за санкций. Однако в апреле стало известно, что вопрос снят с повестки. Позже за приостановку программы выступали и некоторые депутаты Госдумы. По их мнению, мораторий необходимо ввести как минимум до конца 2027 года, чтобы не ухудшать финансовое положение предприятий. В законодательную инициативу, впрочем, предложение так и не превратилось.