Доля помещений под аренду в самом высоком классе достигает 12% от общей площади квартир, пишет «Деловой Петербург» со ссылкой на аналитиков. В бизнес-классе, для сравнения, она составляет от 5 до 9%, а в «экономе» и «комфорте» и того меньше — не более пяти. При этом принципиально различается и профиль арендаторов. Так, в «элитке» уверенно лидируют арендаторы, предлагающие услуги «для души и тела»: всевозможные фитнес-центры и студии пилатеса, косметологические клиники и классические салоны красоты. Популярен сегмент также у банков и образовательных организаций: различных школ по изучению иностранных языков, частных детских садов и развивающих центов. А вот пунктов выдачи заказов практически нет – всего 0,3% от общего числа арендаторов. Для сравнения, в том же бизнес-классе их уже около 6%. Любопытно, что довольно часто, как отмечают аналитики, они соседствуют с салонами нестандартных услуг: например, мастерскими по обучению шугарингу или школами перманентного макияжа. Генеральный директор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров выделяет ключевые тренды, которые сейчас влияют на структуру арендаторов коммерческих помещений:
Что касается структуры арендаторов коммерческих помещений в жилых комплексах эконом- и комфорт-класса, то она предсказуемо серьезно отличается. Чаще всего на первых этажах в таких домах открываются рестораны, кафе и прочий общепит, буквально два процента ему проигрывают продуктовые магазины, а почетное третье место занимают алкомаркеты, выделенные в отдельный сегмент. По словам аналитиков, такие различия вполне закономерны, поскольку развитие ретейла напрямую связано с потребностями жильцов, то есть, основной целевой аудитории. Кроме того, на состав арендаторов довольно существенно влияют высотность дома, а также инфраструктурные особенности локации. При этом, как отмечают эксперты, при строительстве новых ЖК и распределении в них коммерческих помещений, мыслят на перспективу и заранее «бронируют» площади в основном представители крупного бизнеса, а вот сегмент МСП реагировать так быстро возможности не имеет. Поэтому небольшим арендаторам далеко не всегда удается найти подходящее помещение по приемлемой цене. О проблемах «горизонта планирования» рассуждает глава Союза Малых предприятий Петербурга Владимир Меньшиков:
Добавим, что на прошлой неделе власти Северной столицы обновили перечень помещений, которые предлагаются в аренду представителям МСП без проведения аукциона. Как сообщили в комитете имущественных отношений, в список вошли пять новых объектов, в том числе в центре города. Помещения сдаются в рамках госпрограммы «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Петербурге», участниками которой могут стать компании, работающие в сферах инноваций и промышленности, а также ремесленной деятельности, гостиничного дела и IT.