Максим Морозов: В этом году на Петербургском экономическом форуме уже традиционной стала тема здравоохранения и здоровьесбережения, ещё добавляется импортозамещение, импортоопережение в данной сфере. Чем можно объяснить такое внимание к теме здравоохранения?
Мария Грудина: Вначале я хотела бы сказать про сам форум, потому что я считаю его порталом в мир будущего. Он даёт понимание мирового среза экономики, актуальной повестки и переход существующей ментальной модели на более глобальный уровень понимания вещей и сущностей. Для меня было очень важным в послании главы государства то, что на смену экономики мнимых сущностей приходит экономика реальных ценностей. Когда мы начинаем апеллировать к таким категориям, когда мы понимаем, что мы формируем экономику, которая основана на ценности, мы понимаем, что здравоохранение – это одна из ключевых ценностей. Это здоровье нации, это здоровье людей, это кадровый и социальный потенциал страны. Фокус на здравоохранении объясним этой идеей. Мы переходим от мнимых сущностей к ценностям. Ценность человека, его жизни и здоровья выходят на первый план. Именно поэтому президент предложил увеличить расходы на здравоохранение. Но при этом фокус этих расходов, я уверена (потому что об этом говорили и министр здравоохранения господин Мурашко, и все профильные чиновник) будет в том, что мы переходим от куративной модели, то есть модели лечения заболевания, на модель превентивную. Поэтому, фокус этих расходов, как я полагаю, также будет направлен именно на развитие превентивной модели. Пропорция 1/8, то есть одна единица денежных средств, вложенная в страховку, экономит восемь, вложенных в лечение заболеваний. Эта модель тоже будет реализовываться. Поэтому, я уверена, что и в этом году, и стратегически нас ждёт совершенно новый подход к самой организации здравоохранения, что меня очень радует.
Максим Морозов: Это что касается государства, то есть государство наконец-то обратило пристальное внимание на здравоохранение. Чем, со своей стороны, может ответить бизнес? Как вы оцениваете роль профильных курортов, организаций здравоохранения, их функции?
Мария Грудина: Один из посылов государства, о котором я не могу не сказать — это посыл главы государства, второй из принципов, который он обозначил как ведущий для нашей экономики на ближайший период, – поддержка и свободна предпринимательства. Мне кажется, это очень важный посыл наряду с открытостью, потому что предприниматели формируют новые модели, которые можно брать за основу для реализации новых подходов. Например, мы создали курорт «Первая линия». Он может быть бенчмарком, образцом для развития санаторно-курортной отрасли. Предпринимательские проекты более гибкие, быстрые, они улавливают все тренды, инновации, практически их воплощают, как это сделали мы. А дальше можно брать эти проекты за основу, и уже на такой практической модели менять отрасли. Мне очень близок этот подход и я очень надеюсь, что при создании здоровьесберегающей среды в России так и произойдёт, потому что санаторно-курортная отрасль — это профилактический фундамент, который был заложен на государственном уровне. И сейчас было бы здорово его возродить, но уже в совершенно новом, инновационном ключе.
Максим Морозов: Не могу не спросить о ключевых направлениях в развитии здравоохранения. Как бы вы их сформулировали, и в какой мере Россия вписывается в глобальное развитие здравоохранения?
Мария Грудина: Если говорить про основные направления, то это, безусловно, цифровая медицина, развитие технологических платформ, которые совмещают и сервисные, и медицинские данные, и новые технологии, которые работают на сохранение здоровья человека, на его улучшение. Это развитие соответствующей инфраструктуры. Мне кажется, что в России сейчас один из трендов — опережающее развитие инфраструктуры, то есть не догоняющая модель, когда мы смотрим на другие страны, смотрим на то, что есть у них, и пытаемся этому соответствовать, перенять, а наоборот — это создание и практическое внедрение новых технологий, новых инфраструктурных площадок в России. В плане санаториев, мне кажется, у нас есть очень хорошая перспектива, потому что, во-первых, санаторно-курортная отрасль — это беспрецедентная для мира отрасль, которая существовала только в нашей стране. И, соответственно, переосмысление, реновация и реализация этой идеи в новом, инновационном ключе с новыми технологиями, с использованием персонализованной медицины, партисипативной медицины, генетики, врачебного менторского подхода — это то, что может не только поставить нашу отрасль здравоохранения наряду лучшими мировыми практиками, но и сформировать внутри страны лучшую мировую практику по профилактике. Мне кажется, что эта задача гораздо более интересная и амбициозная.
Максим Морозов: На форуме очень много говорили об импортозамещении, об импортонезависимости, об импортоопережении. Как обстоят дела в сфере здравоохранения? Если мы говорим о качественном оборудовании, о качественных технологиях, то, в основном, к сожалению, они зарубежные, импортные. Есть ли опасность дефицита, сможем ли мы заместить это оборудование российским, либо из дружественных стран, либо не всё так плохо и оборудование для здравоохранения будет поставляться из тех стран, из которых оно поставлялось?
Мария Грудина: Я думаю, что здесь есть два фокуса внимания. Вероника Игоревна Скворцова говорила про то, что одно из направлений исследований и технологических инноваций сейчас — это переход к поистине персонализированной медицине, понимание биологических кодов человека, работа с генетикой, с клеточными и межклеточными технологиями. Я уверена, что сейчас в России будут развиваться собственные технологии, собственная наука, потому что для того, чтобы лидировать в отрасли, важно развивать собственное, а не просто покупать или брать уже существующее. Может быть, как раз определённые логистические сложности с ограничениями технологических поставок послужат импульсом к собственному научному и технологическому прорыву, который в сфере здравоохранения необходим для создания собственного оборудования, собственных методологий и технологий, которые уже и так развиваются на примере ФМБА. С другой стороны, конечно, параллельный импорт тоже будет существовать. Даже не параллельный импорт, а направление на открытость, на сотрудничество с теми странами, которые готовы сотрудничать с Россией. Здесь тоже, мне кажется, можно почерпнуть много нового, на что мы не обращали внимание, и расширить свои представления о медицине будущего.
Максим Морозов: После пандемии как меняются запросы тех, кто приезжает на курорт восстановиться, поправиться, наладить своё здоровье? Понятно, чем был вызван запрос в два пандемийных года. Как он меняется сейчас, когда вроде бы коронавирус отступает? Меняются ли профили, меняются ли запросы в динамике?
Мария Грудина: Безусловно, сейчас глобальный, ключевой запрос на восстановление своего состояния, на пребывание в состоянии ментального благополучия. Мы даже сформировали (и сделали это первыми в России) первую практическую программу в сфере ментального благополучия, ментальный велнес. Она помогает человеку в короткий срок прийти в себя как физически, так и ментально, и эмоционально. Вообще мы сейчас рассматриваем здоровье как совокупность целостных компонентов: это здоровье и физическое, и ментальное, и эмоциональное, и социокультурное. Мне кажется, что запрос человека – глобальный. Сейчас он относится как раз к этой совокупности. Недостаточно просто физического здоровья, недостаточно просто ментального и эмоционального здоровья. Люди хотят быть целостно здоровыми и ищут инструменты, которые помогут им пересобрать свою ценностную, смысловую модель. И не только на уровне работы организма, но ещё и на уровне концептуальных, смысловых подходов. Мы тоже помогаем в этом, тоже ищем способы помочь человеку проявлять себя в этом мире, реализовывать свои цели. Наличие большой цели является одним из четырёх ключевых факторов долголетия. Мы видим, что сейчас люди обращают запрос к себе и хотят максимизировать потенциал не только своего организма, но ещё максимально формировать для себя эффективные цели и задачи в жизни.