Поэтапно замещать закупки зарубежной продукции российской, эквивалентной по техническим характеристикам и потребительским свойствам, правительство поручило «Ленфильму» еще в прошлом году. Однако, кропотливые поиски и тщательное отслеживание предложений по импортозамещению ни к чему не привели – качественных аналогов в Северной столице, да и вообще по всей России банально не нашлось. Этот сегмент рынка – производство отечественного кинооборудования – в отчете «Ленфильма» вообще назвали «нежизнеспособным», поскольку спрос на эти услуги практически отсутствует. То есть, стимулов для развития нет. Возможно, они появятся сейчас, когда о проблеме заявили на уровне одной из главных киностудий страны. Хотя, по словам генерального директора «Ленфильма» Федора Щербакова, которого цитирует РБК, в настоящий момент там все еще располагают достаточным объемом импортной техники. Так что у российских производителей есть время окрепнуть, создать конкурентную среду и обеспечить и «Ленфильм», и «Мосфильм», а может быть даже и частные киностудии современным оборудованием, которое будет отвечать всем высоким стандартам качества. Впрочем, у главы продюсерского центра «Гамма» Виктора Будилова есть другое мнение на этот счет.
Гораздо большей проблемой, по словам экспертов киноиндустрии, является отсутствие программного обеспечения для удобного и уже привычного процесса производства картин – в частности, обработки отснятого материала или возможностей в лайф-режиме любому участнику процесса оставить на нужной отсечке хронометража замечания и комментарии. С импортным софтом, о котором уже грустят кинопроизводители, уже есть определенные проблемы, а с разработками отечественных IT-специалистов, несмотря на созданные для них в стране тепличные условия, в этом направлении пока сложно. Хотя, справедливости ради стоит отметить, что некоторые российские программы, например, для написания сценариев, пользуются определенным успехом у профессионалов. Но пока это все же выглядит каплей в море.
Другая сложность, которая, по мнению экспертов, гораздо большее бьет по отечественному кино, нежели отсутствие импортных камер и даже софта, является дефицит качественных кадров – режиссеров, сценаристов, актеров, которые могли бы воплотить в жизнь интересные замыслы. Об этом рассуждает известный кинорежиссер, снявший такие хиты как «Улицы разбитых фонарей» и «Агент национальной безопасности», Дмитрий Светозаров.
Добавим, что проблемой отсутствия импортной техники озадачен и известный режиссер, глава «Мосфильма» Карен Шахназаров, который убежден, что параллельный импорт не станет выходом из ситуации. По словам Шахназарова, которого цитирует НСН, представители индустрии уже пытались привезти оборудование из других стран, но столкнулись с серьезными сложностями, поскольку производители оборудования очень жестко отслеживают пути поставок.