Дефицит кадров — одна из наиболее дискуссионных тем Петербургского международного экономического форума. Как отмечают участники мероприятия, обозначенная проблема актуальна практически для всех отраслей экономики – от машиностроения до IT. Другой вопрос, как оперативно найти решение. Этот и другие вопросы обозреватель Business FM Петербург Максим Тихонов обсудил с руководителем компании MANGO OFFICE в Северо-Западном федеральном округе Алексеем Горбуновым.
Максим Тихонов: Какие темы форума вам кажутся наиболее актуальными?
Алексей Горбунов: Тем довольно много: кадры, рост затрат, уход иностранных вендоров, импортозамещение, развитие собственного производства.
Максим Тихонов: За счёт чего сегодня можно компенсировать нехватку кадров в различных отраслях?
Алексей Горбунов: Не секрет, что действительно кадры — это большая проблема. Исследование HeadHunter говорит о том, что и в следующем году нас ждёт дефицит кадров. Этот дефицит измеряется даже не в сотнях тысячах, а в миллионах людей. Понятное дело, что эти люди из ниоткуда не возьмутся и не родятся.
Что можно сделать уже сейчас? Для чего нужны люди — выполнять какую-то работу. Эта работа бывает разная. Бывает работа креативная, собственно говоря, для чего люди и нужны, где нужен мозг и где нужно соображать, а бывает работа рутинная. Рутина занимает много времени. С развитием цифровых технологий и искусственного интеллекта появилось достаточно много инструментов, в том числе и у нас, которые позволяют эту рутину у человека забрать.
Соответственно, при том же количестве людей можно более продуктивно работать. За счет этого можно преодолеть, если не дефицит кадров, то сделать тем же объемом больше работы.
Максим Тихонов: Как минимум оптимизировать.
Алексей Горбунов: Да-да, эта тенденция началась ещё в прошлом году, в этом году будет продолжаться, ну и дальше она тоже никуда не денется.
Максим Тихонов: Есть ещё обратная сторона медали. Помимо того, что сейчас людей особо неоткуда взять, хорошо бы ещё удержать тех, кто есть у тебя сейчас. Сейчас многие предприниматели идут по простому пути, то есть повышают зарплаты — «конкурент повышает, и мы повышаем». Есть ли здесь где-то предел? И вообще, насколько хватит у компаний запаса прочности участвовать в такой денежной гонке?
Алексей Горбунов: Мне кажется, предел уже близок. Уже есть случаи, когда стоимость привлечения клиента и его обслуживание превышает ту стоимость, которую он приносит компании. И зарплаты действительно растут — по той же статистике, в прошлом году рост зарплат дважды превысил инфляцию. Что можно сделать здесь?
Не секрет, что есть мегаполисы, где зарплаты одного уровня, и есть города поменьше, где зарплаты другого уровня. Сейчас есть много инструментов, которые позволяют «сократить» расстояние между головным офисом и сотрудниками практически до нуля. Один из рецептов — брать людей из менее разогретых рынков, где ФОТ не настолько высок, правильно их обучать и правильно контролировать их работу.
Причём задача — не просто контролировать, сидит ли человек на месте и что-то печатает, а контролировать именно результат. В мегаполисах мы сталкиваемся с тем, что при найме сотрудников гибридный формат работы — очень популярная вещь. Многие люди не соглашаются идти на работу туда, где нет гибридного формата. Самое главное, что есть цифровые инструменты, которые позволяют смотреть за результатом, как он движется.
Максим Тихонов: Одна из тем форума: как цифровые платформы и экосистемы трансформируют российскую экономику. Какие видны радикальные изменения в этой части?
Алексей Горбунов: Яркий пример — компания «ВкусВилл». У них огромный штат людей. Им нужно его набирать. Можно по старинке звонить вручную и обрабатывать массивы этих данных, а можно использовать современную платформу, которую мы им предоставили, которая позволяет быстро обрабатывать большой объём кандидатов и достаточно быстро набирать персонал. За этим будущее, и это меняет экономику.
Максим Тихонов: В продолжение беседы. Из-за снижения спроса и отсутствия возможности продвижения на Запад стоимость привлечения клиентов по некоторым оценкам, выросла от 1,5 до 5 раз. Какими последствиями это грозит компаниям?
Алексей Горбунов: Если рассматривать совсем мрачную картину, последствия могут быть такими, что, к примеру, вы привлекли клиента, заплатили 100 рублей, а клиент вам принёс 90 рублей.
В итоге это не коммерческая организация, а благотворительный фонд. Поэтому крайне важно отслеживать сквозную аналитику: где, когда и за сколько мы привлекли клиента, и сколько этот клиент нам приносит денег, и как долго. Если это все делать вручную, ни один маркетолог за всем этим одновременно не уследит.
Тут опять на помощь приходят современные цифровые технологии, которые позволяют отследить, откуда пришли необходимые клиенты. Система понимает автоматически, откуда они пришли, проставляет определённые теги. Этот стык автоматизации позволяет, может быть, не снизить стоимость лида, но, по крайней мере, привлекать те лиды, которые окупаются.