Правительство планирует предоставить налоговикам право оперативно блокировать имущество должников при обнаружении признаков уклонения от обязательных платежей. В Госдуме законопроект обещают доработать до компромиссного варианта, однако пока у предпринимателей больше вопросов, чем ответов. Опасения юристов выслушал шеф-редактор Business FM Петербург Максим Морозов.
Законопроект, внесённый в Госдуму в конце прошлого года, вероятнее всего, будет рассмотрен в ходе осенней сессии, пишут «Ведомости» со ссылкой на источники в кабинете министров. Примечательно, что в весеннюю сессию депутаты документ не рассматривали, поскольку в приоритете было принятие антикризисных мер. Видимо, с кризисом разобрались. Законопроект, ожидаемо, вызвал критику со стороны предпринимателей. О том, какими могут быть последствия, если его примут, рассуждает партнёр и руководитель налоговой практики юридической фирмы «Дювернуа Лигал» Максим Симонов.
Руководитель налоговой практики юридической фирмы «Дювернуа Лигал» Максим Симонов У бизнеса определённо будет ограничен функционал и возможность без оглядки на налоговые органы пользоваться своими активами, не опасаться, что они в один прекрасный день будут одномоментно заморожены проверяющими по какому-то основанию. Для налоговых органов это может стать очень эффективным инструментом, т.к. не придется обращаться в суд и через многократные судебные заседания доказывать обоснованность начислений налогов, обращаться за взысканием имущества, в т.ч. и в службу судебных приставов. Можно будет достаточно быстро заморозить активы неплательщиков.
Собеседник «Ведомостей», близкий к правительству, считает, что документ может потребовать доработки и более детального обсуждения его положений. До тех пор пока между правительством и бизнесом не будет достигнут компромисс, законопроект одобрен не будет, заверил собеседник в профильном комитете Госдумы. Возможен ли компромисс? Рассуждает партнёр юридической компании «Апелляционный центр» Владимир Полуянов.
Партнёр юридической компании «Апелляционный центр» Владимир Полуянов Здесь должна идти речь не о компромиссе между бюджетом и коммерсантами, а о компромиссе между теми людьми, которые будут иметь отношение к принятию этих мер. Я думаю, что сейчас они ищут компромисс совсем не с бизнесом, а просто делят между собой доходы, которые будут получены коррупционным путем за счет того, что будет позволено сделать налоговой. Когда они поделят между собой, кто, сколько будет получать откатов - тогда законопроект будет иметь шансы на превращение в реальный закон. На земле это будет выглядеть так, что к налоговому инспектору придет конкурент объекта цели и будет давать ему задания, начинать проверку своего конкурента, блокировать ему все, что возможно, арестовывать ему недвижимость, автотранспорт. В законе предусмотрена блокировка ценных бумаг, а это и акции дочерних предприятий, и облигации. Таким образом, объект-цель будет уничтожаться или подводиться к грани уничтожения и дешево конкурентом покупаться.
Руководитель аппарата петербургского бизнес-омбудсмена Константин Тимохин надеется, что депутаты рассмотрение резонансного законопроекта, как минимум, отложат.
Руководитель аппарата петербургского бизнес-омбудсмена Константин Тимохин В моем представлении, основанном на знакомстве с обращениями предпринимателей и ситуацией, рассмотрение таких законопроектов сейчас, я бы назвал преждевременным. Мне трудно сказать, какой мог бы быть достигнут компромисс в нынешних условиях. Ситуации возникают самые разные, нужно вникать в каждую детально. К сожалению, зачастую, контролирующие органы не всегда в это углубляются. И раньше правоприменение вызывало много вопросов, лично мое отношение – крайне негативное к такому законопроекту. Кстати, у нас завтра будет возможность обсудить вопрос и с депутатами Госдумы на полях обсуждения другого законопроекта - закона о рекламе, который тоже выстрелил неожиданно, примерно месяц назад.
Отметим, в интервью газете «КоммерсантЪ» генеральный прокурор Игорь Краснов рассказал о том, что за полгода в надзорное ведомство поступило более 2,5 млн обращений, на личных приемах у прокуроров побывало почти 550 тысяч человек. Основными поводами являлись нарушения, в том числе, в сфере налогового законодательства и прав предпринимателей.