Прирост клиентской базы может быть связан с появлением новых клубов в российских городах. Это однозначно хороший сигнал, учитывая, что в последнее время спортивные заведения в основном закрывались. В 2021 году, например, с рынка ушло более 40% игроков. В абсолютных цифрах потери оцениваются в 5 тысяч объектов. Это, к слову, повлекло за собой проблему, которая в определенной мере тормозит темпы восстановления. Речь идет о тренерском составе, резко оказавшемся в дефиците. Особенно остро ситуация обстоит в Петербурге, рассказывает генеральный директор фитнес-школы «Анатомия» Константин Чуркин:
Другой тренд этого года – гендерный. По словам аналитиков, в фитнес-клубы стало ходить больше женщин. В некоторых заведениях их число приближается к 60%. На этом фоне на первый план выходят групповые занятия, а традиционные тренажерные залы с «железом» сдают позиции. Повысился и средний возраст посетителей. Связано это, в том числе, с отъездом большого числа молодежи после объявления частичной мобилизации. Есть, впрочем, и фундаментальные причины, продолжает глава Ассоциации операторов фитнес индустрии в Петербурге и Ленобласти Наталья Борулько:
Стоит также отметить, что рост потока клиентов пока не увеличивает маржинальность бизнеса. Проблема заключается в постоянно возрастающих затратах. Например, с введением санкций фитнес-тренажеры прибавили к цене 30%, а в ряде случаев все 40%. То же самое касается запчастей. Надо понимать, что подавляющее число оборудования до начала СВО поставлялось из стран ЕС и США. Попытки заменить его на российское или китайское есть, но тут возникают сложности с ассортиментом. К слову, недавно Национальное фитнес-сообщество обратилось в Минфин с просьбой поддержать индустрию. Участники рынка обеспокоены тем, что экономические трудности вынуждают россиян отказываться от спорта. Так, в апреле каждый пятый клиент вместо годовых клубных карт покупал более «короткие» абонементы. При этом еще примерно 11,5% и вовсе отказались продлевать договор на фоне отъезда на загородные участки. Эта тенденция особенно заметна в крупных и средних городах страны. Такими темпами, как отмечают эксперты, к середине лета выручка фитнес-отрасли может упасть на 7% относительно аналогичного периода 2019 года, что полностью нивелирует всю динамику последних месяцев.