Эстония, Латвия, Литва, а также примкнувшая к ним Польша больше не рады у себя в гостях российским туристам – вне зависимости от того, какое государство шенгенской зоны выдало визу, попасть в эти страны теперь можно будет только по очень вескому поводу. Например, для посещения близких родственников, за рулем грузовика, выполняющего коммерческий рейс, или же с размытой формулировкой «с гуманитарной миссией». Кроме того, не коснется ограничение и дипломатов. И если Польша в этом ряду стоит все же особняком, то для Прибалтики, особенно, для Эстонии, подобное решение правительства может довольно болезненно ударить по экономике. Ведь доходы от туристического бизнеса традиционно были значимой статьей в структуре ВВП. Безусловно, спа-отели и прочие комплексы держались не только на россиянах, но при их активном участии вместе с местными жителями, а также финнами и шведами достигалась некая планка рентабельности. И сейчас, в связи с ограничениями, эксперты уже прогнозируют к весне падение ВВП прибалтийских стран вплоть до 5%. Ведь по данным пограничной службы ФСБ, как пишет «Деловой Петербург», в 2019-м, допандемийном, году российские туристы совершили почти два миллиона поездок в Эстонию. О том, кто окажется в выигрыше от решения властей соседних недружественных стран, рассуждает полномочный представитель Общенационального союза индустрии гостеприимства в СЗФО Анастасия Якушева.
При этом своеобразным «тест-драйвом» нынешних ограничений стала пандемия. Когда границы с Прибалтикой и Финляндией оказались закрыты, те компании, чей бизнес был сосредоточен на перевозках за границу, смогли довольно оперативно «перестроиться» и выбрать другие сегменты. Например, чартерные автобусные конторы добавили в свои прайсы услуги перевозок по городу и Ленинградской области. Когда минувшим летом границы открыли, часть предпринимателей попыталась вернуться к изначальной модели работы, но в общей массе осталась ориентированной на перевозки внутри СЗФО. Безусловно, не обошлось и без потерь – некоторым небольшим игрокам рынка пришлось закрыться. Сейчас специалисты отмечают тревожность ситуации для всего приграничного бизнеса, но вряд ли нынешнее решение прибалтийских стран станет для региональной туриндустрии катастрофическим. А вот по той же курортной Нарве может ударить довольно серьезно. В этом уверена независимый эксперт в сфере туризма Татьяна Гаврилова.
Добавим, что с начала введения ограничений аэропорт Лаппеенранты стал одним из самых загруженных бизнес-аэропортов Финляндии после воздушной гавани Вантаа в Хельсинки. Как сообщает издание Helsingin Sanomat, возможностью попасть через него в Россию в условиях закрытого воздушного пространства пользуются даже высокопоставленные чиновники.