Сейчас Петербург занимает четвертое место среди регионов по уровню автомобилизации — проще говоря, по числу жителей, которые регулярно используют для поездок личную машину. В Москве эта цифра ниже на 20 авто на тысячу человек при том, что в общей структуре владения личным транспортом столица, конечно, занимает первое место. Также по данным «Автостата» на начало 2024 года, в общей сложности в России зарегистрировано 46,5 миллиона легковых автомобилей, из которых доля в 8,5% — у москвичей, и только 4% из — у петербуржцев. Однако, как отмечает глава комиссии по транспорту ЗакСа Алексей Цивилёв, Северная столица пока находится выше по уровню использования автомобиля в абсолютных цифрах, а должна быть ниже. По мнению парламентария, его реальному снижению в Петербурге способствует развитие так называемого «внеуличного» транспорта: тактовое движение электричек, расширение трамвайных линий, а также строительство метро. Впрочем, этот последний тезис про подземку не вызывает ничего, кроме иронии, особенно в свете стремления обогнать Москву, где стремительно строятся и открываются уже не просто отдельные станции, а целые линии, которые делают жизнь москвичей без автомобиля действительно удобнее, комфортнее и быстрее. Алексей Цивилёв убежден, что и в плане развития метро в Петербурге не надо быть пессимистами:
Впрочем, пока темпы развития метрополитена в Петербурге оставляют желать лучшего, частично решить ситуацию с пробками и экологией могут помочь автостоянки и перехватывающие парковки. Например, в этом году в Северной столице модернизировали пять стоянок в Приморском, Центральном и Московском районах города, полностью переведя их на отечественное ПО. Всего же в городе в разных районах функционирует 34 автостоянки на четыре тысячи парковочных мест. Часть из них — почти на две тысячи мест - так называемые перехватывающие, например, в Шушарах, Рыбацком или у метро «Старая Деревня». Пользование перехватывающей автостоянкой является бесплатным при въезде с 5:30 и выезде до 23:59, но только в том случае, если автовладелец предъявит проездной на общественный транспорт и подтвердит совершение не менее двух поездок на нем в текущие сутки. В ином случае стоимость стоянки составляет 25 рублей в час. Впрочем, согласно проекту комтранса, в ближайшее время плата за размещение авто на некоторых стоянках может вырасти в разы. О том, насколько система таких перехватывающих парковок помогает разгрузить город от пробок, рассуждает эксперт движения «Город и транспорт» Владимир Валдин:
Возвращаясь к автомобилизации, любопытно отметить, что в Европе по данным Евростата на 2022 год ее уровень почти в два раза выше, чем в Северной столице. Самый высокий — в Италии, где на тысячу жителей приходится 684 автомобиля, самый низкий — в Латвии: всего 414 машин. В соседней же Финляндии он составляет 661 единица личного транспорта на тысячу человек.