За 2022 год рынок покинули сразу две крупные сети «Детки» и «Дочки-сыночки». Упали операционные показатели и у гиганта «Детский мир», на фоне чего он уже задумался о выходе с биржи. Общая негативная ситуация на рынке привела к тому, что посещаемость профильных магазинов в сентябре и октябре снизилась на четверть год к году. Сократился и ассортимент, в том числе одежды, о чем в ходе пресс-конференции в НСН рассказала гендиректор «Гулливер Групп» Наталья Рыжкова:
Помимо брендов одежды ощутимым стал уход с российского рынка LEGO. Аналитики отмечают, что контрукторы являются одними из самых востребованных игрушек в России. На их долю приходится около 17% всех покупок, причем около половины – это наборы датской компании. Для российских производителей сейчас образовалась свободная ниша, – считает президент ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина:
Бизнес считает, что хорошим драйвером рынка может стать широкая коллаборация производителей игрушек с продюсерскими компаниями, которые выпускают мультфильмы. Тем более, что выбрать есть из чего: сверхпопулярные «Богатыри», «Смешарики», которые пользуются спросом даже за рубежом, собирающие миллионы просмотров в YouTube сериалы «Барбоскины» и «Простоквашино» и т.д. Попытки сделать выдуманных персонажей осязаемыми, безусловно, предпринимаются, но о широкой экспансии речи не идет. И здесь очень показательный пример иностранных компаний, которые продают миллионными партиями мерч по востребованным франшизам Marvel и DC. Без него, к слову, российский рынок также не останется. На днях стало известно, что супергероев завезут в страну альтернативным маршрутом. Минпромторг включили в список товаров для параллельного импорта игрушки, правами на которые владеют ранее упомянутые издательства комиксов, а также студия Disney Pixar. Решение, впрочем, не касается фильмов и сериалов. В правительстве уточнили, что этот вопрос находится в компетенции Минкульта.