Интерес к вокзалу в Токсово возник после сообщения в СМИ о его возможном демонтаже. В РЖД говорят о воссоздании ретро-облика, эксперты и местные жители призывают реконструировать уже существующее здание. К слову, в середине нулевых постройка пережила пожар и давно обшита современными панелями.
Токсовский вокзал впору сравнить с котом Шредингера: остался ли под обшивкой тот самый исторический облик предстоит выяснить специальной комиссии. Экспертизу в начале июня заказал областной комитет по культуре. В свою очередь в ВООПИиК требуют включить вокзал, построенный в 1916 году по проекту Урхо Пяллия, в перечень вновь выявленных памятников. В защиту постройки выступил и депутат петербургского Заксобрания Борис Вишневский. Он уверен, что у руководства РЖД есть все возможности восстановить объект. «Не исключено, что кто-то увидел в этой ситуации возможность для масштабной застройки участка», - заявил парламентарий. Есть мнение об объекте и у главы комитета по культуре Ленинградской области Владимира Цоя, который недавно лично посетил токсовскую достопримечательность.

Ранее местные жители обратились в прокуратуру. Оказалось, что еще в конце прошлого года они уже писали в комитет с просьбой обследовать объект, но ответа в положенный 90-дневный срок так и не получили. О реакции надзорного ведомства пока неизвестно. В РЖД же слова «демонтаж» избегают. В ответе на запрос Business FM Петербург говорится о «воссоздании исторического облика вокзала и утраченных декоративных элементов». Согласно плану, здание воплотит архитектурные решения, предусмотренные в 1916 году. Другое дело, что по утекшим в сеть 3D-проекциям такое впечатление не складывается.

Отметим, что привокзальная зона в Токсово не впервые становится площадкой для споров об архитектуре. Ранее активисты отстояли водонапорную башню рядом со станцией. В 2015 году фонд «Токсовская перспектива» решил переоборудовать ветхое здание под социально-культурный центр. Для этого планировалось надстроить второй этаж, который явно противоречил замыслу архитектора. В итоге спустя 3 года объект включили в реестр региональных памятников. О его реконструкции, впрочем, с тех пор не вспоминали. Если же говорить о проектах РЖД, то компанию не впервые упрекают в неудовлетворительном обращении с памятниками архитектуры. Яркий тому пример - самарский вокзал 1876 года. На его месте сейчас возвышается монументальная «стекляшка». А в городе Торопец Тверской области пару лет назад исчезло старинное веерное паровозное депо, которое являлось главной достопримечательностью жд-станции города. И подобных примеров множество. Также некоторым специалистам не пришлась по вкусу идея железнодорожников перекрашивать исторические постройки в фирменные цвета госкомпании.
Он уже не первый раз пытается принизить ценность сохранения исторического здания вокзала в Токсово, подготавливает почву к отказному решению Комитета (означает решение о сносе).