Одним из ключевых вопросов, который накануне неумолимо приближающегося 1 сентября волнует и учителей, и школьников, и родителей, является, пожалуй, реализация недавно принятого закона о трудовом воспитании. Согласно документу, с нового учебного года в обязанности учащихся могут войти уборка класса, уход за газонами на пришкольной территории, а также помощь работникам библиотеки или музея при учебном заведении. При этом еще до принятия закона некоторые эксперты высказывали сомнения, а не станет ли документ основанием для того, что директор школы будет вывозить учеников на работы на собственную дачу под видом привлечения к общественно-полезному труду. Однако в комитете Госдумы по просвещению поспешили успокоить – в законе четко прописано, что занимать детей можно будет только в школе или на пришкольной территории, при этом учащимися не планируют заменять технический персонал школ. Любопытно, что всего через неделю после принятия документа на него начали активно отзываться из регионов. Например, в соседней с Петербургом Карелии глава республики Артур Парфенчиков предложил возродить советский проект школьных теплиц и уроков в них по выращиванию овощей и уходу за растениями. О том, как закон планируют реализовывать на практике, в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказала глава думского комитета по просвещению Ольга Казакова:
Кроме того, российских школьников планируют активно защищать от стресса на экзаменах. Продумывать механизмы начнут уже осенью при участии педагогов и психологов, чтобы у детей было время до мая подготовиться к возможным изменениям. Конкретных предложений в этом направлении пока нет, зато точно известно, что в школы вернут серебряные медали. Такое поощрение поможет при поступлении в вузы, добавив к итогам ЕГЭ несколько баллов. В Госдуме рассчитывают, что таких медалистов по итогам грядущего учебного года может быть около 200 тысяч. А в целях поднятия экономики в школах будут введены уроки по профориентации под рабочим названием «Россия – мои горизонты», чтобы учащиеся узнавали тонкости самых разных профессий и, по возможности, поскорее с ними определялись. Важное нововведение коснется и учителей – для них до 1 ноября в Кабмине разработают предложения по льготной ипотеке, судя по всему, по аналогии с субсидируемым кредитованием для «айтишников». По мнению некоторых экспертов, это поможет отчасти решить кадровую проблему, с которой сейчас сталкиваются многие школы. Впрочем, директор президентского физико-математического лицея №239 Максим Пратусевич убежден, что такая мера вряд ли поможет:
Добавим, что в новом учебном году узнать о том, что происходит в российской системе образования и экономике родители школьников смогут на Всероссийских родительских собраниях. Темой одного из них станет профориентация детей – в рамках мероприятия родители смогут сами познакомиться с профессиями и понять, что необходимо сделать для выбора направления.