ЦБ 28.05
$88.69
96.30
ММВБ 28.05
$
<
BRENT 28.05
$83.11
7371
RTS 28.05
1188.01
Telega_Mob

Спорить нельзя договориться. Как избежать корпоративных конфликтов?

«Для столкновения требуются двое», — писал Фрэнсис Скотт Фицджеральд. А вот для того, чтобы избежать конфронтации или попытаться ее урегулировать, может быть достаточно грамотного поведения одного партнера. Главное — знать, как избежать конфликтной ситуации и как нужно действовать, если она все же наступила.
Блог

Chess - ФОТО: Hassan Pasha / Unsplash - Источник

Сегодня в российской деловой практике наблюдается рост числа корпоративных конфликтов. Такой Индекс конфликтности деловой среды составляют инвесткомпания А1 и Московская школа управления «Сколково». Согласно исследованию, Индекс перешел к росту после снижения в течение четырех кварталов подряд. В целом по России он составил 2,05, при этом, более высокий показатель — 2,23 — был зафиксирован только в первом квартале 2022 года. Это максимальный показатель за всю историю наблюдений! Рост числа конфликтов авторы исследования связывают с перераспределением капитала из-за ухода иностранного бизнеса и борьбой отечественных игроков за открывающиеся ниши.

Количество корпоративных конфликтов растет и по данным Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В первом полугодии 2023 года оно выросло на треть в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Чаще всего это споры между основными участниками — мажоритариями или членами семьи, конфликты между участниками корпораций и членами органов управления, гендиректором, а также конфликты между мажоритарными и миноритарными участниками.

Статистика показывает, что самые распространенные виды дел — в рамках корпоративных споров — выглядят так:

  • о признании недействительными решений общего собрания или совета директоров;
  • о стоимости доли выходящего участника;
  • о взыскании убытков с директора;
  • о преимущественном праве покупки доли;
  • об оспаривании сделок общества участником;
  • об истребовании участником документов компании.

Я хочу выделить и очевидные предпосылки, которые чаще всего приводят к корпоративным спорам. И если в ваши планы не входят выматывающие судебные тяжбы, рекомендую внимательно отнестись к следующим моментам:

  • Оформление бизнеса на номинальные лица или одного партнера;
  • Распределение долей в компании в равных долях между всеми участниками или наличие участника (акционера) с блокирующей долей;
  • Отсутствие зафиксированного порядка управления и решения конфликтных ситуаций в Уставе, корпоративном договоре и опционах;
  • Незафиксированные взносы денежных средств в оплату уставного капитала и при передаче партнеру;
  • Отсутствие контроля за бизнес-процессами;
  • Наличие в составе топ-менеджмента лиц с «темной» репутацией;
  • Нежелание договариваться, конфликтная и/или неконструктивная позиция одного или нескольких партнеров;
  • Продолжительные финансовые трудности в компании (источником многих конфликтов являются первые финансовые трудности), важно помнить про неплатежеспособность и/или недостаточность имущества.

Здесь стоит добавить, что даже при доверительных и длительных отношениях с партнерами, не следует забывать о наличии или отсутствии у них брачных договоров, соглашениях о разделе имущества. Немаловажным остается вопрос и о завещательных распоряжениях, открытии личного или наследственного фонда. Этот вопрос остается актуальным, независимо от количества лет за плечами каждого из партнеров.

Так как же предотвратить корпоративные конфликты, избежав снижения динамики развития бизнеса, потери ценных связей, репутационных рисков или вовсе закрытия компании?

К сожалению, но универсальной готовой пошаговой инструкции — «Как избежать корпоративных споров» — нет. Однако, если пользоваться базовыми инструментами и многолетним опытом экспертов, это может помочь минимизировать потенциальные риски, которые, конечно, есть у всех.

Доверителям Legal to Business уже на начальном этапе партнерства я рекомендую внимательно продумать и зафиксировать правила, по которым вы будете строить бизнес, чтобы избежать конфликтных ситуаций и по которым вы будете действовать, если что-то пойдет не так. В частности:

  • Проведите медиацию с партнером и закрепите «на бумаге» ключевые цели проекта;
  • Определите вызовы, с которыми вы можете столкнуться и то, как вы будете их решать;
  • Честно обсудите со своими партнерами возможные риски проекта, а также заранее продумайте, как можно решить вероятные спорные ситуации;
  • Проговорите взгляды не только на бизнес, но и на сторонние темы, обсудите личные планы каждого партнера. Такой подход применим и к топ-менеджменту. Обращайте внимание не только на образование и опыт человека, но и на его поведение, манеру общения. Это поможет понять, сможете ли вы не только построить успешный бизнес вместе с ним, но и эффективно решить кризисные ситуации;
  • При учреждении бизнеса возможно определить максимальный размер доли для каждого учредителя и запретить изменять соотношение этих долей. Такая предосторожность минимизирует риски выкупа одним из участников доли другого с целью увеличения доли;
  • Закон об обществах с ограниченной ответственностью позволяет определить число голосов участника не только пропорциональное его доле в уставном капитале общества, но и иным образом, например, один участник — один голос. То есть даже участник с долей 1% будет иметь реальный весомый голос при принятии решений собранием участников, тогда как при определении голосов пропорционально, его доля не окажет существенного влияния на принимаемые обществом решения.

Так устроена жизнь, что супруги или наследники, а также появление нового участника могут усложнить жизнь любой корпорации. Закон и в этом случае позволяет предусмотреть в учредительных документах превентивные меры, а именно — предусмотреть запрет на продажу или отчуждение иным образом участником своей доли (части доли) третьим лицам, тогда такой запрет будет распространяться и на супругов, правда в этом случае у них есть безусловное право потребовать выплаты действительной стоимости доли. Также в Уставе может быть заблокировано появление новых участников через увеличение уставного капитала.

Закон не запрещает «на берегу» договориться о цене, по которой доля может быть отчуждена в будущем. Заранее определенная уставом цена в случае конфликта минимизирует риски манипуляций и шантажа.

Права и компетенции каждого участника проекта обязательно важно зафиксировать в Уставе.

В него стоит включать и порядок принятия решений, а также условия, которые обеспечивают надлежащее исполнение договорного обязательства в соглашениях об отчуждении долей, к примеру — о введении двух директоров и о порядке голосования по тем или иным вопросам. Избегайте типовых форм и шаблонов. Будьте пессимистами при составлении корпоративных документов, это помогает юридическим языком нивелировать многие риски, которые возникают в деятельности юридического лица. В партнерском соглашении следует учесть:

  • финансовые обязанности каждой из сторон;
  • схему разделения прибыли;
  • порядок принятия решений в случае спорных ситуаций;
  • условия и порядок выхода из бизнеса одного из партнёров в случае конфликтной ситуации;
  • а также другие условия.

В Корпоративном договоре — договоре об осуществлении прав участников — также стоит фиксировать порядок, по которому партнеры обязуются определенным образом осуществлять свои права и (или) отказываться от их осуществления. Например, голосовать определенным образом на общем собрании участников общества, согласовывать вариант голосования с другими участниками, согласованно осуществлять иные действия, связанные с управлением обществом, с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией обществ.

В случае, если вы входите в уже созданный бизнес — укажите в Договоре купли-продажи:

  • перечень активов и пассивов компании;
  • налоговые обязательства;
  • иные аспекты (например, отсутствие дополнительных выплат работникам, кроме предусмотренных штатным расписанием, отсутствие судебных споров, отсутствие претензий со стороны госорганов).

Важно установить и порядок ознакомления с документами компании. Отметим, что согласно закону, например, общество по требованию участника обязано обеспечить ему доступ к документам, перечень которых приведен в ст. 50 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». При этом в Уставе можно предусмотреть и другие документы, которые участник может запросить для ознакомления.

Используйте инструмент опционов, то есть право потребовать заключение договора и/или передачи имущества. Здесь же можно предусмотреть различные формулы расчета цены доли в опционе.

В ходе реализации проекта также будет очень полезно письменно фиксировать все важные соглашения и правила, а также прописывать в них порядок действий, в том числе, в конфликтных ситуациях.

Уже на этапе старта проекта особенно важно привлечь к процессу переговоров и составления ключевых соглашений (Устава и партнерского соглашения) стороннего «наблюдателя», в роли которого может выступить юрист, медиатор, архитекторы бизнес-процессов. Их экспертное мнение поможет направить ход дискуссии в конструктивное русло и «подсветить» темы, о которых на первом этапе, вы можете не задумываться. И конечно, профессионалы зададут вопросы, которые вам не придут в голову или вы не захотите задать.

Я особенно рекомендую прибегать к услугам модератора, если корпоративный конфликт все же разгорелся. Независимый посредник, коим может выступить не только профессиональный медиатор, гораздо эффективнее суда. В отличие от суда, в котором в большинстве случаев бенефициары не участвуют, а их интересы представляют юристы, говорящие нормами права, а не бизнес или личными интересами, медиация помогает сделать участников переговоров более открытыми и конструктивными, достигнуть компромисса и сохранить бизнес, а не тратить время и деньги на длительные судебные споры.

Особенно важно, по моему мнению, держать в курсе своих деловых решений и происходящего в вашей бизнес жизни поверенного (не важно — друга, родственника, юриста или аудитора), который в случае вашей смерти или невозможности руководить бизнесом будет погружен в происходившее, либо будет знать где искать ответы на вопросы — в форме ваших записей, распоряжений, планов, указаний. А иногда, как бы странно это не звучало, из уст юриста, и конфиденциальной информации, которая может стать «важной разменной монетой».

Корпоративный конфликт не так страшен при вашей жизни, сколько после того, как вас не стало.

Поделиться

Популярные посты автора

К этому времени должна быть смонтирована большая часть металлоконструкций по основному ходу магистрали. Ожидается, что трафик по развязке с ЗСД и Витебским…
В Северной столице стартовал второй этап перехода на новую систему уборки внутриквартальных территорий. До первого июля во всех районах подрядные организации…
По данным экспертов, это почти 30 тысяч квартир в строящихся домах.
Его подозревают в получении взятки в особо крупном размере.
13388