Эксперты отмечают, что проект выглядит перспективным, но не лишенным подводных камней.
Главными интересантами, как заявил ТАСС на полях ПМЭФ председатель комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков, станут те, кому сложно подтвердить свой доход и лица с непостоянным заработком. Чтобы гарантировано получить кредит на жилье им необходимо будет накопить на вкладе ССК около половины его стоимости. Парламентарий полагает, что на это уйдет несколько лет. Мнение младшего директора по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Вячеслава Путиловского:
Младший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Вячеслав Путиловский «Чем больше будет возможностей продажи или получения недвижимости, тем лучше. Это касается ипотечных продуктов, всевозможных касс взаимопомощи, жилищно-строительных кооперативов. Тут дело в подробностях, то есть насколько это всё будет прикрыто со стороны закона, со стороны контроля рисков, со стороны защиты от мошенников всевозможных. Если эти задачи будут выполнены, и финансовая модель этой условной кассы срастётся, тогда это будет хороший инструмент. Но, например, сейчас в России действует порядка 60 жилищно-строительных кооперативов, которые примерно так же работают, и они печально прославились огромных количеством мошенничеств».
Отметим, что аналогичный законопроект депутаты и сенаторы уже вносили в Госдуму в начале прошлого года. Тогда предполагалось, что параллельно в стране появятся и специальные банки, которые будут обслуживать строительно-сберегательные вклады. Обещали и низкие ставки по жилищным кредитам для участников ССК. Они, по оценке авторов инициативы, не должны превышать 3%. Проект, очевидно, заслуживает внимания, – отмечает директор по развитию компании «Л1» Надежда Калашникова:
Директор по развитию компании «Л1» Надежда Калашникова «Всё новое — хорошо забытое старое. Мы люди, которые застали советские времена, помним кассы взаимопомощи. Конечно, в ситуации, когда покупательская способность падала последние несколько лет и сейчас этот процесс усугубляется, любая инициатива, направленная на активизацию покупательской способности, приветствуется и застройщиками, и, наверно, покупателями тоже. Потому что, с одной стороны, мы понимаем, что ипотека — это главный драйвер последних лет. Но понятно, что есть варианты, которые не позволяют получить ипотеку. И, тем не менее, люди обладают финансами и стимулировать таких людей к покупке жилья — это правильно».
Станет ли этот продукт массовым, – вопрос открытый, особенно в нынешней экономической ситуации. Как накануне заявил гендиректор ДОМ.РФ Виталий Мутко, даже если по ипотечным кредитам будет нулевая ставка, взять их сегодня не смогут около 40% граждан. С другой стороны, у жилищного вклада есть потенциал в корпоративном сегменте, – считает вице-президент Гильдии управляющих и девелоперов Вячеслав Семененко:
Вице-президент Гильдии управляющих и девелоперов Вячеслав Семененко «Были попытки работать по кооперативно-накопительной схеме. Но в основном этим занимались небольшие организации, и часто за этим стояла недобросовестная позиция застройщика — организатора этого кооператива. В принципе это имеет право на жизнь, как ещё один инструмент для решения жилищных проблем, для повышения количества строящихся домов, для интенсификации отрасли. Почему нет. Я бы рассмотрел эту схему как схему строительства жилья для сотрудников предприятий. Большое предприятие может таким образом формировать кооператив для того чтобы строить жилой дом для своих сотрудников, если оно набирает людей».
Подобные программы, к слову, распространены и за рубежом. Например, в Германии через систему стройсбережений профинансировано 45% приобретаемой недвижимости. В свое время жилищные сберегательные счета были и во Франции, еще до перехода страны на евро. Самый популярный позволял гражданам накопить до 100 тыс. франков, а после получить льготный кредит в 150 тыс. под 3,7% годовых. При этом каждый год к целевому вкладу прибавлялась еще и государственная премия в размере 7,5 тысяч франков.