ЦБ 08.11
$98.07
105.57
ЦБ 07.11
$98.22
105.71
ММВБ 07.11
$
<
BRENT 07.11
$75.53
7419
RTS 07.11
864.26
Telega_Mob

Новый государственный подход к инвестиционной политике

В текущем году существенно обновилась законодательная база, регламентирующая реализацию инвестиционных проектов, предполагающих крупные инвестиции в инфраструктуру.
Блог

В 2020 году существенно обновилась законодательная база, регламентирующая реализацию инвестиционных проектов - Фото: Steve Buissinne / Pixabay - Источник

Изменение в законодательство о ГЧП

Минэкономразвития России подготовило итоговую редакцию законопроекта, вносящего масштабные изменения в правовое регулирование проектов ГЧП (закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ) и концессионных соглашений (закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ), который планируется принять до конца 2020 года.

Предлагаемые изменения можно охарактеризовать, как ожидаемые бизнес сообществом, так и весьма спорные.

В частности, закрепляются применяемые в деловом обороте формы финансового участия концедента в возмещении капитальных и операционных затрат концессионера / частного партнера, а именно - капитального гранта, платы концедента и минимально-гарантированного дохода (МГД). Вносится определенность в вопросе о возможности софинансирования за счет бюджетных средств расходов инвестора на иное передаваемое имущество по такому соглашению. Кроме того, к первой группе изменений можно также отнести распространение института особых обстоятельств на концессионные соглашения и соглашения о ГЧП (МЧП), а также возможность компенсации капзатрат инвестора на иное предоставляемое концедентом (публичным партнером) имущество, возможность заключения концессионных соглашений в отношении объектов незавершенного строительства, порядок компенсации инвестору, подавшему частную концессионную инициативу в случае, если он проиграл объявленный конкурс, а также возмещение расходов на создание (реконструкцию) объекта соглашения в случае замены инвестора.

Таким образом, ставится точка в многочисленных спорах о возможности применения указанных форм финансового участия со стороны публично-правового партнера в соответствующих проектах.

Вместе с тем, устанавливается ограничение по возмещению капитальных и операционных затрат инвестора до 80 %, за исключением случаев, когда получателем доходов от использования (эксплуатации) объекта является концедент / публичный партнер или если не будет принято специального решения Правительства РФ. Оставшаяся часть капитальных и операционных затрат инвестора возмещается в течение периода, составляющего не менее 5 лет с учетом доходности инвестированного собственного капитала концессионера. Как влияет доходность инвестированного собственного капитала концессионера (частного партнера) на определение размера компенсации затрат инвестора, в законопроекте не уточняется. Также не учитываются проекты, как правило, в социальной сфере, которые доходности не имеют или имеют низкую доходность. В связи с этим существует риск, что предлагаемые изменения без уточнения могут поставить под вопрос реализацию проектов в социальной сфере или иные инфраструктурные проекты с низкой доходностью.

Ставка на СЗКП

В этом году Правительство РФ сделало ставку на соглашения о защите и поощрении капиталовложений, под которые сформирована целая законодательная база. Напомню, соответствующий закон (от 01.04.2020 N 69-ФЗ) вступил в силу с 1 апреля текущего года.

Это довольно спорный законопроект, который, с одной стороны, предоставляет стабилизационную оговорку о неприменении в отношении инвесторов, реализующих крупные инвестиционные проекты, нормативно-правовых актов, которые ухудшают положение инвесторов, по сравнению с законодательством, действующим на момент принятия решений о реализации соответствующих инвестиционных проектов, позволяет инвесторам создавать всю необходимую инфраструктуру, и частично компенсировать расходы на нее за счет бюджетных средств в размере до 50 % затрат, понесенных на объекты обеспечивающей инфраструктуры (объекты транспортной, энергетической, коммунальной, социальной, цифровой инфраструктур, используемые исключительно в целях реализации конкретного инвестиционного проекта) и до 100 % на объекты сопутствующей инфраструктуры (используемой как в целях реализации конкретного инвестиционного проекта, так и в иных целях), включая проценты по привлеченным займам. С другой стороны, указанный механизм правового регулирования в существующей редакции конкурирует по нормативно-правовому регулированию с механизмом ГЧП и концессионным соглашением, прежде всего, в отношении транспортных проектов.

Важно отметить, что в целом указанный закон позволяет одновременно заключить и СЗКП и СГЧП / концессионное соглашение с одним и тем же инвестором (часть 5 статьи 12). Вместе с тем, процедуры заключения указанных соглашений не увязаны между собой.

Дополнительную конкуренцию норм указанных правовых механизмов вызывает также свежая поправка в пункт 9 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, которая фактически нивелировала возможность осуществление выплат частному партнеру / концессионеру в целях возмещения капитальных и операционных затрат сверх бюджетных лимитов вне рамок заключения СЗКП. В свете того, что предмет СЗКП не предполагает принятие на себя публично-правовым образованием, заключившим соглашение, каких-либо обязанностей по реализации инвестиционного проекта, остается много вопросов о судьбе СГЧП (СМЧП) и концессионных соглашений, которые, как правило, предполагают действие финансовых обязательств публичного партнера /концедента сверх утвержденных бюджетных лимитов.

Буквально на днях Минфин по запросу Национального центра развития ГЧП пояснил свою позицию по данному вопросу и обещал исключить неоднозначность толкования указанной нормы, анонсировав подготовку изменений в две статьи Бюджетного кодекса РФ (какие, пока неизвестно).

Таким образом, можно предположить, что указанные нормативно-правовые акты будут подлежать скорейшей корректировке с тем, чтобы устранить возникшие разночтения.

Отмечу, что СЗКП не могут быть применены в отношении большинства проектов КУРТ, в частности, предполагающих жилищное строительство и (или) размещение административно-деловых центров и торговых центров (комплексов). Вместе с тем, именно проекты КУРТ на сегодняшний день нуждаются в стабилизационной оговорке и финансовой поддержке со стороны публично-правового образования в вопросах строительства обеспечивающей либо сопутствующей инфраструктуры.

Поделиться

Популярные посты автора

С такими же рекомендациями выступили и в Ассоциации туроператоров России.
Компания Unilever уступила первое место на рынке мороженого в России одному из главных конкурентов ГК «Ренна» впервые за 10 лет, «Яндекс.Еда» запустила…
Больше всего туристов ждут в Волгограде, Красноярске и Екатеринбурге.
Петербургский ОНФ просит защитить дома-памятники от сноса федеральным законом. Соответствующее письмо активисты направили в Госдуму. Опасение у них вызывает…
8244