При структурировании крупных инвестиционных проектов в задачи консультанта входит не только закрепление договоренностей, но и юридическое оформление защитных механизмов. Юрист при поддержке заказчика и в синергии с другими специалистами должен: выявить риски проекта, правильно описать их на юридическом языке и, самое главное, подобрать оптимальный правовой механизм для минимизации выявленных рисков.
С учетом специфики выполнения контрактных обязательств для ПАО «Газпром» и иных нефтегазовых компаний на Крайнем Севере (отсутствие большого выбора подрядчиков, осложненные природные условия и т. д.) становится особенно важным предусмотреть юридические способы регулирования рисков, одним из которых является возможное банкротство подрядчика.
В связи с тем, что данный риск находится полностью вне зоны контроля со стороны заказчика работ, его невозможно исключить ни в одном проекте. Однако, действующее регулирование позволяет свести к минимуму возможные потери заказчика при осуществлении этого риска.
Страхование рисков является одним из эффективных механизмов, ведь в случае банкротства подрядчика под ударом оказывается в первую очередь срок сдачи объекта, возможность завершения строительства как таковая, а также встает вопрос эксплуатационных затрат на поддержание возводимого объекта. С конца 2020 г. страховой механизм стал еще более актуальным, поскольку Приказом Минстроя страхование возвращено в рекомендуемый перечень работ и затрат, учитывающихся при определении стоимости строительства.
В случае возможности привлечь более чем одного подрядчика, можно рекомендовать структурировать взаимоотношения сторон не по схеме подряд-субподряд, а, например, заключить единый договор подряда с множественностью лиц на стороне подрядчика или договор о совместной деятельности. В этом случае появляется возможность возложить на подрядчиков солидарные обязательства перед заказчиком, если конечно они технически в состоянии их исполнить.
Одним из самых эффективных механизмов минимизации рисков является создание SPV (специальной проектной компании с участием заказчика и подрядчика) под конкретный проект, что позволяет «отцепить» все проблемные факторы головной компании-подрядчика и практически снять риск его банкротства. Вместе с тем, такой механизм может осложняться более длительным сроком реализации проекта, поскольку подразумевает оформление соответствующих лицензий и прочей разрешительной документации в отношении вновь созданного юридического лица.
Если же говорить непосредственного о формулировании финансовых условий договора с подрядчиком, то по возможности следует предусматривать отложенные выплаты, максимально привязанные к финальной стадии завершения работ, а также предусмотреть механизм сальдирования взаимных расчетов. Последнее позволит избежать риска оспаривания конкурсным управляющим сделок по зачету встречных взаимных обязательств по договору, которое может быть инициировано в процедуре банкротства.
Если же банкротство подрядчика все-таки наступило, то рекомендации заказчику могут включать несколько пунктов: взаимодействие с конкурсным управляющим с целью продлить осуществление работ подрядчиком при наличии объективной возможности, вернуть материалы заказчика, получить доступ на стройплощадку для продолжения работ своими силами и с привлечением стороннего подрядчика, оперативная аренда у банкрота оборудования, необходимого для завершения работ.
Таким образом, действующие механизмы, если и не позволяют в полной мере исключить риск банкротства подрядчика, то, по крайней мере, помогают минимизировать такой риск на этапе структурирования юридического взаимодействия сторон.