Российская новостная повестка отчетливо «позеленела». Москва начнет размещение выпуска «зеленых» облигаций на 70 млрд руб. путем сбора адресных заявок – это треть от эмиссии, запланированной столицей в 2021 году. Срок обращения составит почти 7 лет. Первичное предложение может производиться вплоть до погашения. Привлеченные средства власти должны будут направить на экологические проекты. Под ними, кстати, подразумевается частичное финансирование замены автобусного парка Москвы на электробусы и продолжение строительства Большой кольцевой линии метро, – подвидов низкоуглеродного транспорта, что в теории должно привести к сокращению доли личных автомобилей. Параллельно Минэкономразвития готовит программу поддержки электромобилей до 2030 года стоимостью более 400 млрд руб. Ее будет выполнять национальный консорциум во главе с «Камазом». Эксперты говорят, что в прошлом году российский сегмент электрокаров составил всего 0,1% от общих продаж. Но планируется, что через 10 лет она вырастет до 15%, парк достигнет 1,5 миллионов единиц. Власти считаю, что этому поспособствует запуск российского семейства машин с низким углеродным следом, например бренда «Кама».
Еще одна долговая эко-инициатива будет доступна розничным участникам финансового рынка. ЦБ планирует ввести новый вид ипотеки – «зеленый». Такие залоговые кредиты, ожидаемо, будут выдаваться под экологически чистое жилье. Над классификацией объектов недвижимости регулятор уже работает совместно с «ДОМ.РФ». Более того, в ЦБ считаю, что этот инструмент может в будущем финансироваться за счет «зеленых» депозитов. Планируется, что бизнес тоже станет активнее выпускать эко-бонды. Оценка рыночного дисконта по купонной доходности таких бумаг составляет от 0,04 до 0,1 п.п.
Одним из наиболее актуальных вопросов Правительство считает изменение алгоритма компенсации экологического ущерба. Кейс «Норникеля» вновь показал, что компании стремятся классифицировать подобные расходы как текущие, тем самым уменьшая налоговую базу. В результате пострадавшие регионы недополучают налоговые выплаты в свои бюджеты. В будущем такие штрафы будут оплачиваться из чистой прибыли.