В Смольном назвали рост инвестиционной и деловой активности главным экономическим итогом 2024 года. К примеру, петербургская промышленность растёт темпами в три раза выше общероссийских. Предпринимателей, тем временем, беспокоит система «Честный знак». После многочисленных жалоб со стороны бизнесменов оператор пообещал создать в городе центр маркировки. Ещё один вызов — это увеличение налоговой нагрузки: собственники коммерческой недвижимости с кадастровой стоимостью от 10 миллиардов рублей, то есть крупных торгово-развлекательных и деловых комплексов, будут вынуждены платить по ставке 2,5%. Итоги недели шеф-редактор Business FM Петербург Максим Морозов обсуждает с председателем комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству Законодательного собрания Ириной Ивановой.
Максим Морозов: В Смольном подводят промежуточные экономические итоги года. Финансовый год ещё не закончился, но некоторые цифры и раскладки уже есть. Если посмотреть на данные профильных комитетов, картина складывается достаточно благостная. Как вы к ним относитесь?
Ирина Иванова: Мне кажется, что картина благостная только по одной причине: у нас есть оперативные данные за первые 10 месяцев. Это правда, что первый квартал прошёл на ура. Второй квартал тоже более-менее нормально. Потом началась котовасия со ставкой. И где-то в ноябре всё затормозилось.
Максим Морозов: Высокая ключевая ставка — это федеральный фактор. Но каждый регион может стимулировать развитие малого и среднего предпринимательства, промышленности с помощью, допустим, профильных фондов, субсидирования, льгот. Как можно оценить их эффективность? Что можно поправить?
Ирина Иванова: Во-первых, в этом году у нас не произошло докапитализации. Посмотрим, что будет в следующем. Идёт налоговая реформа. Я не очень понимаю, что будет с региональным бюджетом в следующем году. Кто перейдёт на упрощённую систему налогообложения, кто, наоборот, перейдёт на НДС.
Усиливается налоговое бремя на малый и средний бизнес. Боюсь, что многие предприятия не выдержат нагрузки, многие попадут под банкротство.
Кстати, бизнесу будет тяжело справиться ещё с одной проблемой — это проблема кадров. В торговле кадров уже нет, в строительстве тоже. А рост заработной платы не может быть постоянным, он имеет свой предел. Даже Владимир Владимирович Путин говорит о том, что официальная инфляция ближе к 10%. Мы понимаем, какая инфляция неофициальная. У каждого предприятия она своя. Здесь надо понимать, когда средний рост налогов на 5%, 7%, а то и на 8%, то цена взлетит на эти же проценты. По-другому невозможно.
Максим Морозов: Ещё одна тема, которую успеваем обсудить – это жаркие дискуссии вокруг маркировки «Честный знак». Ключевой аргумент оператора — необходимо выводить из тени и легализовывать продукцию, маркировка позволит обелить рынок.
Ирина Иванова: Всегда надо рассматривать две стороны медали.
Если мы говорим про обеление рынка, тогда надо обелять его с того момента, когда товары пересекают границу. Самая главная растаможка всегда происходит в Москве. Мы знаем о существовании многих рынков в столице, которые почему-то торгуют немаркированным товаром.
Вы позволяете себе держать оптовые рынки именно в Москве, которая является аккумулятором всех товаров. У нас нет понятия «черкизона», хотя он на самом деле есть, только не в том месте. Если вы позволяете распространять этот же товар по всей стране, тогда надо как-то заставить промаркировать и там в том числе.
Максим Морозов: Если говорить о продукции, которая не ввезена из-за рубежа, а произведена в России? Она же тоже может быть контрафактной и её тоже необходимо выводить из тени.
Ирина Иванова: Я говорю о том, что происходит в большей степени. Процентная масса, которая идёт из-за рубежа, больше. Второе: если мы, как государственный сектор, к которому я себя причисляю, хотим что-то обелить, то мы должны помогать. Также мы должны минимизировать затраты, которые обязан включить к себе производитель либо розничная торговля, либо кто-то другой.
Получается, что микробизнес, который работает в маленьких магазинах, обязан промаркировать товар, который был на остатках в течение пяти лет.
Они обязаны купить компьютер с хорошей видеокартой, кассу, поставить туда специальную программу.
Максим Морозов: Программное обеспечение.
Ирина Иванова: Да. Ещё сканер, потому что этикетка со сканером. Плюс всё это надо интегрировать.
Максим Морозов: Ещё кто-то должен это администрировать.
Ирина Иванова: Конечно. Если человек работает в магазине один, то ему, естественно, с этим не справиться. Он вынужден нанять на работу высококлассного специалиста, потому что мы хотим контролировать. Здесь наше желание контролировать и способности микробизнеса не соответствуют друг другу. Мы попытались объяснить это и «Знаку», и Министерству промышленности.
Максим Морозов: Расскажите, пожалуйста, о дискуссии, которая развернулась в стенах Законодательного собрания.
Ирина Иванова: Было две дискуссии. Сначала в стенах Законодательного собрания, a после — в комитете, в Ратуше.
Микробизнес говорит о том, что не успевает отмаркировать остатки товара. Они понимают, что это необходимо. Но так как вы ввели уголовную ответственность, будете нас контролировать, а у нас много остатков товара, дайте нам возможность его промаркировать. На это, вроде бы, Министерство ответило, что «вам было предоставлено достаточно времени, поэтому на этом всё». Дальше мы идём вперёд и будем маркировать носки, трусы, галстуки и платочки.
Дальше возникает, например, бакалея. Я не согласна с министерством: они сказали, что мы плохо работаем с малым бизнесом. «Честный знак» ведёт себя странно, если не сказать вызывающе. Когда он начинает говорить с нашими предпринимателями, он начинает читать всю его подноготную и задавать разные вопросы. Вы платите налоги? Почему у вас три фирмы? Это, может быть, называется дроблением или нет? Создаётся впечатление, что это какой-то карательный орган. Я даже не выдержала и спросила, в каких органах они служат? Мы точно такие же депутаты, как и депутаты Госдумы, которые приехали сюда вместе с министерством.
Мне было не очень понятно, когда наше собрание в Ратуше началось со слов, что «вы не умеете готовить заседания и бумаги», «маркировка будет, вы что, идёте против правительства?» Мне кажется, это звучит странно.
Максим Морозов: Третья тема, но не последняя по значимости, — налогообложение недвижимости, исходя из кадастровой стоимости. Что не так с кадастровой переоценкой и исчислением налога, исходя из кадастра?
Ирина Иванова: Здесь большое спасибо Валерию Калугину. Мы с ним сложились в такой треугольник и вместе идём по этой дороге на протяжении двух лет. В общем, понимаем друг друга и понимаем бизнес. Когда кадастровая стоимость возросла у кого-то в пять, у кого-то в 10, а у кого-то и в 20 раз, налог подрос ровно настолько же. Мы понимаем, что кадастровая оценка выше. Если брать инфляцию, брать то, сколько стоил квадратный метр того же жилья пять лет назад, и сколько он стоит сейчас, мы прекрасно понимаем, куда ушла кадастровая стоимость. И это может быть правдой. Наверное, за ту кадастровую оценку, которую дали, недвижимость можно продать. Вопрос, кому? Кто её возьмёт? Но это другое. Очевидно, что по рыночной оценке она стоит столько.
Максим Морозов: Хотя много вопросов и к методике расчёта. Некоторые собственники называют её «чёрным ящиком». Приводились примеры, когда сопоставимые помещения в сопоставимых локациях были оценены совершенно по-разному.
Ирина Иванова: Это правда, есть и такое. Совершенно чётко: сначала применяли одну методику расчёта, потом вдруг резко перешли на другую. Поэтому образовался скачок.
Максим Морозов: В Смольном говорят, что методика — федеральная. И они к ней не имеют отношения и не могут её поправить.
Ирина Иванова: Инструкция — федеральная. И сейчас отвечает Кадастровая палата. Это тоже вопрос, кому это всё-таки даётся на откуп: федерации или местному правительству? Здесь ещё не хватает базы данных. Очень много вопросов к самой методике. Федерация анонсировала налоговую реформу, увеличила налоги. Давайте понимать, что это увеличение. Федерация говорит субъектам: чтобы вам не потерять налоги, вы можете пользоваться увеличением налога на недвижимость. Это ваш единственный способ вытащить себя за волосы. Естественно, каждый субъект федерации пользуется этим правом.
Сейчас многие торговые центры, маленькие и большие, передают мне данные. Я была страшно удивлена, когда увидела, что налог на имущество в выручке торгового предприятия составляет 8,5% в среднем предприятии и 12,5% — в малом! Это колоссальная дополнительная нагрузка.
Максим Морозов: Которая в итоге ляжет на плечи…
Ирина Иванова: Прежде всего, арендаторов. А арендатор будет возмещать данные затраты в виде наценки или увеличения цен.
Максим Морозов: Ирина Владимировна, спасибо вам за интервью.
Ирина Иванова: Вам спасибо. С Новым годом! Я надеюсь, что у нас наступит мир. Желаю здоровья вам и вашим близким!