Плавное движение объектов и незаметная совокупность механизмов конструкции – вот то, чего добивались часовые механики и ювелиры. Работа начиналась с написания сценария, в котором присутствовало все: и драматургия развития сюжета, и рассчитанные по секундам моменты удивления зрителя.
Так, например, в автоматоне «Птичий фонтан» (Fontaine aux Oiseaux) действие начинается с иллюзии движения воды. Ее поверхность, сделанная из халцедона и горного хрусталя, в один миг покрывается рябью. Медленно распускается цветок кувшинки, его плоские листья начинают колыхаться на воде. Плавно взлетает стрекоза, слегка кружась, благодаря пришедшим в движение крыльям. Следом на краю бассейна просыпаются и начинают петь птицы, открывая глаза, поднимая головки и двигая крыльями в сложном церемониале ухаживания.
Птицы – из желтого золота с инкрустацией яркими цветными камнями. У поднимающего хохолок самца спина из лазурита, грудь украшена синими и фиолетовыми сапфирами, изумрудами и гранатами. Перья самки из бирюзы, а грудка – из разнообразных оттенков фиолетовых и розовых сапфиров, гранатов и рубинов. У обоих на крыльях – сапфиры. Птицы медленно сближаются, перебирая лапками по краю фонтана, распушая перья и моргая глазами. В конечной точке они соприкасаются клювами. Возможным и реалистичным такой спектакль сделала высокоточная часовая механика. Выверен каждый жест, граничащий с волшебством. Они завораживают зрителей. В завершение сцены все возвращаются на свое место: стрекоза опускается на воду, птицы расходятся и засыпают, а водяная лилия грациозно закрывает свои лепестки, на воде – полный штиль.
Интересно то, что весь механизм спрятан в деревянную шкатулку, в которой располагается бассейн. Ее верхняя часть выполнена в технике маркетри из яичной скорлупы. Эта традиция пришла в Европу из Японии, где она называется «ранкаку». Расцвет этого искусства инкрустации пришелся на эпоху ар-деко. Каждый фрагмент яичной скорлупы размещается вручную. Далее картинка лакируется восемь раз. Между каждым нанесением лака следует длительная сушка. Завершается все ручной шлифовкой. В итоге получается идеальная гладкая поверхность, имитирующая камень.
Кстати, в работе над этим шедевром дома Van Cleef & Arpels участвовали 20 ателье.