Итак, окончательные итоги еще не подведены, но вывод уже понятен – продажи машин в 2019-ом снизились: начали за здравие, к лету выдохлись, а к осени - скатились в хороший минус. Непрекращающийся рост цен на автомобили шел параллельно со снижением реальных доходов населения, которые дилеры пытались поддержать субсидиями и скидками. Получилось не очень.
Весной громом среди не очень ясного питерского неба стал уход из России компании Ford, оставившей у нас только фургоны и грузовики. В отличие от General Motors, решение чисто экономическое: американский менеджмент ошибся в стратегии развития и потерял не только российский рынок, но и европейский вместе с китайским. Больше всего жалко потерянных рабочих мест на отечественных заводах компании: на конец 2019 года предприятия в Ленобласти и Татарстане никто так и не выкупил.
Зато некоторые бренды построили свои производства. В Подмосковье заработал долгожданный завод «Мерседес-Бенц». Теперь немцы могут открыто участвовать в госзаказах, а наши чиновники без зазрения совести говорить, что ездят на машинах отечественного производства. Еще одна площадка открыта в Туле, где будут собирать китайские вседорожники Haval – марка всерьез взялась за наш рынок. Ну и под конец года пришла новость из АвтоВАЗа, который наконец-то выкупил у американцев проект Chevrolet Niva вместе c частью своего же завода.
Повод для радости – целая россыпь новинок, которые появились у нас в 2019 году. Это и Renault Arkana, и Suzuki Jimny, и Toyota RAV4, и Skoda Karoq, и целый выводок китайских кроссоверов. Однако главные обновления – у отечественных брендов: Lada Vesta и УАЗ Патриот получили долгожданные автоматы. На первую поставили японский вариатор от Ниссанов, а на внедорожник – американскую коробку, проданную французам, перепроданную китайцам для индийских машин, которую доработали в Ульяновске. Едет с ней Патриот, как ни странно, хорошо.
Чертиком из табакерки в информационное поле выскочила отечественная автомобильная компания Zetta из Тольятти, которая готовит, ни много ни мало, наш ответ Илону Маску – передовой отечественный электромобиль по доступной цене. Машина, размером чуть больше Оки, якобы уже проходит сертификацию и готовится к серийному производству на построенном с нуля заводе. Откуда у неизвестной компании из Тольятти столько возможностей и ресурсов, выяснилось чуть позже. Проект курируется правительством и лично министром Денисом Мантуровым. Продавать электро-Оку планируется за полмиллиона рублей, правда пока непонятно кому.
Зато очерчен круг клиентов отечественного президентского лимузина «Аурус», для которого в Москве летом открыли первый автосалон. Купить в нем ничего нельзя, когда машины пойдут в серийное производство точно тоже не известно. Зато обозначена базовая цена в 18 миллионов рублей и предварительный добровольно-принудительный список покупателей: чиновники и силовики высшего звена, руководители госкорпораций и лояльные власти бизнесмены.
Еще одна большая новость автомобильного мира — в Россию вернулся Opel. В декабре заработали первые дилерские центры и поступили первые машины. Увы, ни Корсы, ни Астры, ни Мокки у нас не будет. По всем законам свободного рынка и демократии, американцы запретили продавать в нашей стране модели, построенные на платформе General Motors. Так что пока довольствуемся двумя аналогами французских моделей концерна PSA — коммерческим микроавтобусом и переднеприводным кроссовером. Оба стоимостью за два миллиона, которые уводят в туман все перспективы развития марки.
Ну а о том, что ждёт нас в 2020-м – расскажу уже в Новом Году.