Ожидание потепления отношений между Россией и США — главная новость прошлой недели. Неудивительно, что в сети появилось много спекуляций на этот счет, включая возможное возвращение в нашу страну крупнейших зарубежных инвесторов. Концерн Hyundai Motor, запустивший в 2010 году автозавод в промзоне «Каменка», как раз относится к их числу.
До весны 2022-го «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» был вторым по объемам производства автозаводом в России, уступая только АвтоВАЗу. Год спустя предприятие полного цикла, способное выпускать 200 000 автомобилей, выкупила российская компания «АртФинанс» всего за 7 000 рублей при реальной стоимости активов 220 миллионов долларов! Такая невыгодная на первый взгляд сделка объяснялась одним важным условием: корейцы получили право обратного выкупа предприятия за ту же сумму в будущем.
Продажа автозавода была необходима для сохранения его коллектива и возобновления производства машин, пусть и в меньших объемах, чем до введения санкций. Что и осуществила вновь образованная компания «АГР», запустившая сборку популярных у россиян моделей Hyundai и Kia под брендом «Солярис».
Если во внешней политике все пойдет по позитивному для России сценарию, концерн Hyundai Motor сможет вернуться в нашу страну уже в этом году и быстро вывести завод в «Каменке», который сейчас сильно недозагружен, на прежние объемы производства. В России очень не хватает доступных и проверенных временем легковушек и кроссоверов. Особенно остро такой дефицит ощущается в такси и каршеринге, где китайские модели проявили себя не с самой лучшей стороны в плане надежности.
Последуют ли примеру корейцев другие мировые автоконцерны? Безусловно. Некоторые из них уже перезапустили производство в России, не дожидаясь послабления санкций. Например, концерн Stellantis еще в прошлом году начал сборку кроссоверов Citroen на заводе в Калуге, просто сменив вывеску «ПСМА Рус» на «Автомобильные технологии», а сейчас это предприятие готовится возобновить выпуск «каблучков» Berlingo.
Что ждет российский автопром в будущем? BMW может вернуться на калининградский «Автотор», Mercedes-Benz — в подмосковное Есипово, а Nissan выкупить питерский завод, проданный за символический 1 евро. Сложнее с Renault и Volkswagen, в уходе которых из России больше политики, чем экономики. Но и здесь мы можем забыть прежние разногласия, ведь плохой мир лучше хорошей ссоры.