Что послужило импульсом к выбору профессии? Когда пришло осознание, что музыка для нашей героини — это именно то, чем хочется заниматься всю жизнь? И как японская философия «икигай» распространяется на все сферы жизни? Об этом и не только с певицей Сашей Алмазовой беседовала ведущая программы «Женщина с большой буквы» Елена Минина.
Елена Минина: Есть утверждение, согласно которому за каждым великим мужчиной стоит женщина, которая в него верила. Вас можно назвать успешной женщиной: вы уже более 20 лет на сцене. Если сегодня оглянуться и посмотреть в самое начало творческого пути, что послужило импульсом?
Саша Алмазова: Первые люди, которые очень сильно повлияли на меня в этом плане, это мои родители.
Когда ребёнок видит такой пример, постоянное стремление куда-то — это как будто бы само собой разумеющееся.У меня классическая интеллигентная семья: папа — писатель, профессор и педагог, мама — профессор, филолог и тоже преподаватель.
Елена Минина: Насколько я знаю, ваш папа ещё и бард. То есть Саша Алмазова не могла не начать заниматься музыкой?
Саша Алмазова: Думаю, по-другому тоже могло быть. Поскольку я сама мама, то очень много об этом думаю. Мне интересно понять, где находится грань, когда родитель вдохновляет, а когда, наоборот, может вызвать отторжение чрезмерным назиданием. Никто намеренно на меня не влиял. Тем не менее, у меня была музыкальная школа.
Елена Минина: А когда вы поняли, что музыка — это то, чем вы хотите заниматься?
Саша Алмазова: Наверное, сейчас я скажу странную вещь, но я поняла это только несколько лет назад. Сначала было ощущение, что мне нужно просто из принципа закончить школу (музыкальную школу — прим. ред.), а потом гори оно всё синим пламенем. Но когда я её закончила, во мне проснулся совершенно искренний интерес к музыке.
На фоне того, что я стала слушать очень много разной музыки, у меня начали появляться собственные песни. Всё это сочинялось в творческом потоке, а уже потом собралась группа.Я открыла для себя азы джаза, стала ходить в джазовые клубы. Я была поражена. На контрасте со всей классикой, которую я штудировала восемь лет, было совершенно удивительным, что есть музыка, в которой очень много свободы.
Елена Минина: Иногда вы сами себя называете нишевым артистом. Почему выбрали именно этот путь и не пошли, например, в поп-музыку? Ведь у нишевых артистов дорога труднее.
Саша Алмазова: Я до сих пор прохожу очень трудный путь, но, может быть, он немного другой, более творческий. Возможно, у меня, что называется, другой майндсет (англ. — «склад ума», прим. ред.).
Смотря на нынешнюю молодёжь, я вижу гораздо больше людей, ориентированных на успех. Они стремятся попасть в чарты, прикрепиться к лейблам, ходят на кастинги. Ну и конечно же, сейчас несравнимо больше возможностей, чем это было 20 лет назад.
Елена Минина: Как за эти 20 лет вместе с вами и вашей музыкой поменялась аудитория? Есть ли у вас наплыв новых зрителей, которым сейчас по 20?
Саша Алмазова: Основная аудитория остаётся примерно моего возраста и чуть старше.
Как правило, в шоу-бизнесе что-то очень ярко выстреливает, а уже через какое-то время про человека все забывают. На мой взгляд, в любом деле внимание и всё остальное могут быть временным явлением. Здесь же это долгосрочная инвестиция. Да, может быть, я не собираю стадионы. Но зато я знаю, что когда мне будет 50-60 лет, я смогу собрать концерт, и туда придут люди, которые все эти годы слушали мою музыку.Я до сих пор получаю очень много писем или общаюсь после концертов. Получаю много обратной связи от женщин. Определённые периоды жизни — замужество, отношения, расставания, дети — конечно же, находят отражение в творчестве и откликаются многим людям, которые проходят похожие этапы. В итоге вот эта индивидуальная связь оказалась для меня более ценной.
Елена Минина: Возможно, они даже придут со своими детьми или внуками.
Саша Алмазова: Кстати, о новой аудитории: мои дети учатся в младшей школе. И они даже немного гордятся мной, несмотря на то, что я не супер-тиктокерша. У них есть друзья, которые знают, что мама их друзей — певица. Они слушают мою музыку и даже подпевают. Это очень интересно, видеть, как всё это растёт и развивается вместе с тобой.
Елена Минина: Сейчас совсем юная молодёжь — потребители быстрого контента. Вам приходится быть блогером? Насколько это отнимает у вас ресурс?
Саша Алмазова: Как и многие люди классической формации, я очень долго находилась в стадии отрицания. Однако сейчас могу сказать, что это очень важно, потому что таковы времена.
Даже с условно продюсерской позиции могу сказать, что это очень важно. Я выискиваю артистов для других проектов, поэтому могу посмотреть на этот вопрос с обратной стороны и сделать выводы для себя как для артиста. Допустим, я нахожу безумно талантливого и классного человека. Однако потом я открываю его соцсети, а там либо ничего нет, либо какая-то ерунда вроде кошечек и мемов. При этом только ты знаешь, что он гениальный.Не принимать новые реалии — значит остаться без заработка. Мы воспринимаем эту историю как часть бизнеса и инвестиций, в которую вы вкладываете свои временные и, может быть, даже денежные ресурсы.
На мой взгляд, было бы правильно говорить об этой проблеме даже в учебных заведениях: театральных, музыкальных училищах. Может быть, пора вводить отдельный предмет по самопрезентации.
Елена Минина: Хотелось бы остановиться на проекте «ЧтоЕслиХор». Как вам пришла в голову эта идея? Про что для вас проект? Это больше преподавание, творчество или это всё-таки бизнес?
Саша Алмазова: Это интересный кейс.
Я пришла к ней очень интуитивно. И вы знаете, при всей моей ненависти к музыкальной школе, любимыми предметами были сама музыка, от которой меня мурашило, и хор. Это то, ради чего я была готова приезжать туда внеурочно. Плюс у меня казачьи корни — в детстве я слышала очень много многоголосия. Мой папа — атаман. Он постоянно брал меня на все казачьи круги, пел дома.В японской культуре есть понятие «икигай» — поиск баланса между тем, что ты любишь, и тем, какую ценность ты можешь приносить. Между тем, что тебя зажигает, и тем, за что готовы платить. Это классная концепция, которая очень хорошо ретранслируется и на бизнес, и на ремесло, и на всё остальное.
Елена Минина: То есть это тоже было предопределено?
Саша Алмазова: Возможно, да. В последние годы на концертах я стала включать в своё пение интерактив, подключать зал. Конечно, на сцене можно быть дивой в красивом платье, которой все любуются, приходят, платят деньги и восхищаются. Но как будто бы это не моя история.
Елена Минина: Хочется отдавать?
Саша Алмазова: Именно.
Я запостила этот вопрос в своих соцсетях и спросила, пошли бы люди ко мне петь. Могу сказать, что получила достаточно большой фидбэк: люди писали, что с удовольствием придут, чтобы петь вместе.Я поняла, что включение в процесс тех, кто пришёл на концерт, зажигает меня больше, чем то, когда я просто прихожу и пою. У меня возникла идея собрать хор.
Елена Минина: Насколько я знаю, из проекта «ЧтоЕслиХор» выходит достаточно много вокалистов профессионального уровня. Можно ли сказать, что этот проект — кузница кадров для петербургской джазовой, соул-сцены, и что он масштабируется во что-то большее?
Саша Алмазова: Наверное, время покажет, пока говорить что-то такое сложно. Я пытаюсь найти компромисс между душевностью и коммерческой стороной. Вижу примеры, в том числе подобных историй, где пение как будто поставлено на конвейер: в этих случаях качество оставляет желать лучшего. Однако оно в этих проектах вообще не главное, так что ноль осуждения. В моём случае так просто не получится.
Елена Минина: Возвращаясь к вопросу о кадрах, ощущаете ли вы такой же сильный кадровый дефицит в музыкальной индустрии, как представители других отраслей? Или люди всегда готовы идти в артисты?Я просто не позволю себе создавать вокально-посредственный проект. Мне это просто неинтересно. Хочется ставить сверхзадачи и расти в этом проекте как худруку. Так гораздо интереснее жить.
Саша Алмазова:
Елена Минина: Это тенденция российского шоу-бизнеса или общемировая?Я вижу дефицит ярких и самобытных людей. Как правило, на поверхность просачиваются люди, которые умеют хорошо себя продавать.
Саша Алмазова: На Западе рынок шоу-бизнеса в целом несколько шире. Поэтому там больше разнообразия. Ещё один момент — это подражательство, в том числе западной музыке. Из-за этого рождается мало чего-то аутентичного. Возможно, сейчас ситуация немного сдвигается: начинает появляться большое количество фольклорных историй. И ещё одна хорошая новость — в последние годы я чувствую развитие, в том числе джазовой индустрии. В какой-то степени мы даже не уступаем (западной джазовой сцене — прим. ред.). Так что я не вижу дефицита кадров. В этом плане, например, в Петербурге и Москве всё неплохо.
Елена Минина: У вас есть ещё один интересный проект — Мастерская по сонграйтингу. Как вы пришли к идее её создания?
Саша Алмазова: В первую очередь скажу, что я никогда не задумываю что-то как бизнес-проект. У меня нет такого, что надо заработать денег, поэтому сейчас я придумаю курс, соберу хор или придумаю новую музыкальную программу. Это никогда не было первичной мотивацией.
То же самое было с сонграйтингом. Мне кажется, в какой-то момент это нормальная история для любого творца: ты настолько переполнен информацией и собственными открытиями, что появляется порыв поделиться этим. В какой-то момент информации стало так много, что я решила её систематизировать. Кроме того, это мой вызов против современных трендов: песен-двухминуток, попыток залететь в чарты и, конечно же, искусственного интеллекта.В первую очередь мне всегда важна идея, которая возникает из импульса. На мой взгляд, только в таком случае это действительно работает, кодируется и бустит проект.
Елена Минина: А это подспорье или зло для артиста?
Саша Алмазова: Я очень долго открещивалась от искусственного интеллекта и даже не хотела о нём говорить. Однако сейчас вместе с моими студентами мы исследуем ИИ. Например, делаем что-то самостоятельно, а потом — через искусственный интеллект и сравниваем результат. Пока всё в пользу человечества.
Елена Минина: Поговорим о создании собственного музыкального продакшена. Кто являлся инициатором? Какова ваша роль в этом проекте?
Саша Алмазова: Мы сделали этот проект вместе с моими друзьями. Я много лет создавала что-то только для себя, однако потом начали появляться запросы на создание композиции, например, под ключ (имеется в виду создание музыкальной композиции с нуля — от идеи,текста, аранжировки до записи и финализации — прим. ред.). Исходя из задачи, я подбираю команду — звукоинженеров, музыкантов и так далее. Здесь есть продюсерская функция, которая тоже мне очень нравится.
Елена Минина: Есть ли у вас планы по масштабированию этого бизнеса, перерасти в лейбл?
Саша Алмазова: Честно говоря, у меня есть планы перерасти в нечто большее во всех своих сферах. Я бы очень хотела создать образовательно-продюсерский центр, связанный с музыкой, делать что-то действительно классное, качественное, глубокое. Чтобы в перспективе не было того самого дефицита кадров, и чтобы российская индустрия процветала и была не только на уровне с западной, но и, может быть, даже выше.
Елена Минина: Загоризонтные цели — это прекрасно. Немного поговорим о бизнесе и семье. Как вы находите баланс?
Саша Алмазова: Мы начали разговор с того, что за каждым мужчиной стоит женщина. Могу сказать, что за моим успехом в каком-то смысле стоит мой муж. Когда-то я предъявила ему какую-то претензию, а он произнёс одну фразу, которая очень сильно меня перекроила. Он сказал — «я даю тебе возможность заниматься всем, о чём ты мечтаешь».
Елена Минина: Собственно, это тот самый «икигай».Для кого-то счастье состоит в том, чтобы после замужества все твои проблемы решал муж, а ты просто расслаблялась и ничего не делала. Мне же важны совершенно другие вещи. Могу сказать, что жизнь сложилась, видимо, наилучшим образом, потому что для меня самое главное счастье — заниматься всеми этими идеями, которые ежедневно и еженочно обуревают мой мозг.
Саша Алмазова: Совершенно верно. Поверьте, быть мужем такой активной женщины, которая всё время фонтанирует идеями и бежит их реализовывать, это непростая история. Нужно многое принимать и смиряться. Это отношения другого порядка. Не просто матриархат или патриархат, а что-то совершенно другое. Наверное, это про баланс и то самое партнёрство.
Журналист-расследователь
Руководитель службы заботы о клиентах «Петербургского такси 068»
Руководитель второго отдела второго управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК России по Санкт-Петербургу
Заместитель руководителя УФНС России по Санкт-Петербургу