Татьяна Копылова: Сегодня будем говорить об участии бизнеса в благоустройстве города и в частности, о вкладе во всё это строителей. Как вообще можно оценить вклад строительных компаний в благоустройство Петербурга?
Алексей Белоусов: Когда человек решил купить квартиру, у него выстраивается перечень критериев, которые отранжированы по важности, по ценности для человека, который приобретает жилье. Я обратил внимание, что за последние годы в списке этих критериев благоустройство поднимается всё выше и выше, поэтому строительная компания уделяет колоссальное внимание тому, каким образом обустроены территории вокруг строящихся и построенных жилых комплексов: с точки зрения комфорта, с точки зрения озеленения, с точки зрения возможности для того, чтобы люди отдыхали, гуляли или даже работали. Но я думаю об этом более подробно скажет уже наш строитель.
Юлия Ружицкая: Хорошо, я подробнее расскажу. Я предлагаю вернуться несколько назад, посмотреть, когда эта тенденция родилась. Родилась она тогда, когда застройщики начали строить большие проекты комплексного освоения территории. Если застройщик построил отдельный дом, он его продал, проект закрыт.
Когда застраиваются большие территории, то, конечно же, такая роль благоустройства становится решающей, потому что люди уже живут в этом проекте, они пользуются всем, что застройщик построил, и это непосредственно влияет на качество проживания, на возможность в дальнейшем этот проект реализовывать. Поэтому общественные пространства стали выходить на передний план, застройщики начали обращать на них пристальное внимание. С тех пор любое благоустройство вносит значительный вклад в развитие проекта.
Татьяна Копылова: Есть ли какие-то методы и технологии, которые используются для улучшения городской среды, которые, может быть, лежат на поверхности, а может быть, которые скрыты от глаз будущих покупателей квартиры?
Алексей Белоусов: Если говорить о каких-то инновационных методах или способах благоустройства, наверное, они все достаточно известны. Вряд ли можно придумать что-то такое, что было бы из ряда вон выходящим. Наверное, что можно было бы отметить — это появление таких открытых коворкингов, когда помимо территории, где люди отдыхают, проводят свободное время, общаются с соседями, играют с детьми, выходят на спортивные площадки, они ещё имеют возможность выйти со своим ноутбуком и в комфортной среде что-то поделать на открытом воздухе, если особенно они работают дома. Это такая очень важная, наверное, деталь, которая появилась не так давно, но пользуется определённым спросом, несмотря на дождливую погоду в нашем городе.
Юлия Ружицкая: Я бы сказала о том, что действительно перечень таких пространств не так велик. Как правило, это либо набережная, если есть в рамках комплекса вода, в частности, протекающая река или какой-то водоём. В больших проектах мы можем позволить себе сформировать площадь, хорошо и красиво ее архитектурно оформить. В частности, у нас в проекте «Северная Долина» есть пространство, мы называем его «Таймсквер» — это площадь с солнечными часами, с амфитеатром, где люди могут собираться, проводить время, можно там и поработать, и какие-то увеселительные мероприятия провести. Это очень хорошие игровые пространства для детей разных возрастов, и, действительно, на сегодняшний день, если посмотреть проекты комплексного развития территории, эти пространства очень высокого уровня. В Юнтолово, мы их называем «плейхабами»: это большие пространства с достаточно акцентными выразительными деталями, и это действительно на сегодня сегодняшний день является таким трендом. Дальше уже более масштабные проекты — это парки, нередко на сегодняшний день застройщики и парковые пространства реализуют. Наверное, такие основные типы благоустройства я перечислила.
Татьяна Копылова: Важный момент — как поддерживается сотрудничество строительных компаний с представителями органов власти? Поскольку ведь власть заинтересована, наверное, в первую очередь, в том, чтобы город был благоустроен, преображался. Есть ли какие-то рекомендации, может, с их стороны?
Алексей Белоусов:
Есть не только рекомендации, есть ещё и нормативно-правовые акты, в частности, постановление Правительства Санкт-Петербурга «Региональные нормативы градостроительного проектирования». Они предполагают, что каждый застройщик должен организовать посадку парковых зон около своих комплексов в объём не менее шести квадратных метров на одного человека, который будет жить в этом комплексе. Не озеленение, не кустарники, а именно парковые участки, которые должны быть для зеленых насаждений, которые могут вырасти и до пятого этажа, наверное, и больше.
Это очень важный элемент поддержки сохранения недостающих, особенно в центре, элементов озеленения. И это я сейчас говорю, не считая того, что благоустройство: кустарник, клумбы, какие-то элементы, которые создают комфортную среду, застройщик так или иначе делает. Плюс ко всему, есть проект планировки территории, который, кстати, тоже регламентируется постановлением правительства, который как раз предусматривает наличие этих пространств, включая паркинги, включая закрытые паркинги, включает зоны, где можно разместить элементы, где люди проводят своё свободное время.
Татьяна Копылова: В последние годы явно растёт интерес к экологии, к устойчивому развитию. В связи с этим в работе девелоперов есть какие-то принципиальные изменения?
Алексей Белоусов: Во-первых, надо помнить, что ещё при строительстве девелопер как правило закладывает в строительство зданий, сооружений «зелёные технологии», которые сокращают выбросы в атмосферу, делая более жилье экологичным. Это материалы, методики и очень много того, что скрыто в понятии «умный дом», это так или иначе связано с экологией. Пространство, где будут жить люди, должно быть максимально зелёным, максимально удобным, чтобы лёгкие города продолжали дышать не только по окраинам, но и в спальных районах тоже.
Татьяна Копылова: Юлия Александровна, с «умным домом» сложнее строить?
Юлия Ружицкая: Вы знаете, нет. Система «умный дом» на сегодняшний день уже настолько распространена, что присутствует во всех сегментах. Мы в своих комплексах тоже её используем. На сегодняшний день это не является чем-то из ряда вон выходящим.
Я бы ещё обратила внимание на то, что помимо этого есть тренд на создание безбарьерной среды для маломобильных групп населения, для родителей с колясками, в это тоже существенный вклад вносят застройщики. Поэтому мы действительно на этом делаем серьёзный акцент.
Нужно обратить внимание, чтобы входы в парадные были с уровня земли, либо были доступны для таких категорий, чтобы дорожки бесшовно шли по территории, чтобы дойти до парка можно было пешком либо на велосипеде, и при этом не пересекаясь с дорожной сетью для того, чтобы можно было отпустить детей безопасно пройтись до парка. В частности, в Юнтолово мы такую систему дорожек и зелёных зон реализуем. Я надеюсь, что жители нашего комплекса почувствуют на себе, как это удобно.
Татьяна Копылова: Есть ли в Петербурге такие значимые проекты благоустройствв жилой территории, которые, может быть, можно было показать всему миру?
Алексей Белоусов: Очень много интересных решений предлагают самые разные застройщики, но лично мне больше всего нравятся те пространства, которые осваиваются и благоустраиваются вдоль берегов рек, каналов.
У нас в городе очень много красивых видовых мест, которые выходят на воду. Не украсить их было бы большим преступлением перед городом. Поэтому те, кому посчастливилось строить на берегу какого-то водоёма, максимально используют эти преимущества локации и обустраивают набережную, делают так, чтобы это было максимальным местом притяжения не только жителей этого конкретного микрорайона, но и жителей всего города.
Татьяна Копылова: А если настоящего водоёма нет, есть ли тренд на искусственные?
Юлия Ружицкая: Мне кажется, тут дело не в природе происхождения водоёма, а в том, как это реализуется. Я бы ещё обратила внимание, что на городском уровне у нас есть такой проект в Кронштадте «Остров фортов», там парковая зона сделана. Очень знаковое место, и там парковый уровень настолько высок, что действительно может быть на мировом уровне. Это очень интересный проект. Отдельным застройщикам, конечно, сложно такое реализовать в рамках одного комплекса, но на уровне города это реализуется очень здорово.
Татьяна Копылова: Я не просто так спросила про искусственный водоём, подводя к вопросу о том, как в будущем этот процесс благоустройства планируется развивать? Может быть, мы увидим что-то доселе невиданное?
Алексей Белоусов: То, что мы увидим доселе невиданное — это абсолютно точно, потому что креативности нашим застройщикам не занимать, просто не все готовы заранее выложить свои идеи. По мере реализации проектов, я надеюсь, мы будем видеть все новое и новое, все более интересное, все более весёлое, все более привлекательное для покупателей жилья.
Татьяна Копылова: Юлия Александровна, у вас есть что-то такое в папочках?
Юлия Ружицкая: Я думаю, что мы будем наблюдать много интересного. Действительно, застройщики очень заинтересованы предложить покупателям какие-то ноу-хау в рамках своих проектов. Мы, в частности, осваиваем наши текущие водные пространства. Например, мы сделали гребной клуб, на котором можно заниматься водными видами спорта, там проходят соревнования городского масштаба, и на федеральном уровне там тоже прошёл ряд соревнований. Поэтому я надеюсь, что таких пространств просто будет становиться больше, потому что для людей это очень привлекательно.
Татьяна Копылова: Наверное, последний вопрос — о проблемах. Какие они, есть ли они вообще в этом процессе, в работе с местными жителями? Кто-то против, кто-то не хочет, происходит ли что-то подобное? И самое главное, как решать такие вопросы?
Алексей Белоусов: Люди совершенно разные. Как в любом другом коллективе, мы всегда найдём людей, которым все это нравится, и кому это это не нравится, а кто-то относится равнодушно. Но я хотел бы заметить, что, учитывая вот тот объём реализованных проектов, который позволяют любому крупному застройщику получить стабильную статистику о том, что требуется среднему покупателю квартиры, среднему жильцу жилого комплекса, именно исходя из этих соображений, выстраивается стратегия и тактика реализации благоустройства. Именно такая стратегия обеспечивает максимальное принятие того, что делается в комплексах.
Татьяна Копылова: Не приходилось сталкиваться с реальным, какими-то ощутимыми проблемами?
Юлия Ружицкая: Я думаю, что если комплекс небольшой, там, конечно, могут мнения разойтись: кто-то хочет футбольную площадку, а кто-то — зону барбекю. Но, в принципе, у нас-то комплексы большие, поэтому мы на нашей территории можем учесть интересы всех: и спортивную площадку сделать, и площадку для отдыха. Поэтому чаще мы ставим перед собой задачу прислушаться к мнению наших жителей, поддержать те начинания, которые у них уже есть.