ЦБ 12.10
$96.07
105.11
ММВБ 12.10
$
<
BRENT 12.10
$78.79
7569
RTS 12.10
903.24
Telega_Mob

ЕВГЕНИЙ ФЁДОРОВ: О работе частной медицины в пандемию и перспективах на 2022 год

Гость программы – генеральный директор сети клиник «Медпомощь 24» Евгений Фёдоров.
Интервью

Евгений Фёдоров - Фото: Business FM Петербург

Через четыре года рынок частной медицины в России превысит триллион рублей, подсчитали в компании PwC. Но это при позитивном сценарии. При негативном, впрочем, отрасль также будет прибавлять, но несколько уступая инфляции. В целом же аналитики констатируют, что профильный бизнес адаптировался к пандемии. Итоги года в отрасли обозреватель Business FM Петербург Максим Тихонов обсудил с генеральным директором сети клиник «Медпомощь 24» Евгением Фёдоровым.

Максим Тихонов: 2021 год по сравнению с прошлым для медицинских клиник оказался куда более стабильным. Многие, как отмечают аналитики, даже смогли вернуться к допандемийным показателям. За счёт чего удалось адаптироваться к сегодняшним реалиям? И как изменилась структура бизнеса в Северной столице?

Евгений Фёдоров: Мне кажется, что весь медицинский бизнес абсолютно перестроился. Стал более структурно, детально и более внимательно подходить к тому, что они хотят делать, как видят себя в будущем, что хотят развивать, какие направления, а не в общем оказывать всё, что возможно.

Действительно, пандемия показала, что есть вещи наиболее востребованные. Есть сфера медицинских услуг, которая более устойчива к кризисам, особенно к пандемийному кризису. Были услуги, которые были ограничены. Соответственно, медицинские учреждения пересмотрели свою активность, стали вести более востребованные направления. И это позволило медицинскому рынку, прежде всего, выстоять. Это привело к тому, что рынок стал развиваться. Отложенный спрос дал хорошую инерцию для выхода из кризиса. Всё окончание 2020 года уже было на значительном росте. Во-вторых, пользуясь достаточно высоким стартом, хорошей инерцией и используя опыт 3-4 месяцев локдауна, который был в медицине (были запрещены плановые услуги, было запрещено врачам работать по совместительству), клиники стали меняться и предлагать то, что наиболее востребовано.

Достаточно неплохо пошла послековидная реабилитация. Очень интересное направление. Пациенты стали более системно относиться к своему здоровью. Ведь COVID показал, что очень многие заболевания, которые были ранее не выявлены, именно в постковидный период стали проявлять себя. Поэтому пациенты более детально стали относиться к медицинским чек-апам. Это являлось триггером для динамики развития медицинских услуг.

И в дальнейшем мы, в общем, ничего принципиально не меняли, а просто двигались в этом направлении, и весь бизнес к этому так именно и подошёл. Постковидная реабилитация, реабилитация в широком смысле слова. Это не только медикаментозная, но и отчасти психологическая реабилитация. Большие реабилитационные центры использовали и врачей-психологов, и комплексный продукт.

Последнее, что очень важно: население города после COVID стало наиболее чётко относиться к своим симптомам, что позволило медицинскому сегменту рынка, бизнесу более уверенно вернуться к доковидным показателям, и даже приобрести.

Максим Тихонов: На ваш взгляд, какие направления оказались наиболее пострадавшими в Петербурге в этом году?

Евгений Фёдоров: Сложно выделить что-то пострадавшее. Был небольшой, на мой субъективный взгляд, спад в эндокринологии. Если мы заболели ангиной или гриппом, или COVID, или у нас что-то болит, мы сразу идём к тому или другому специалисту. В эндокринологии процессы очень медленные, глубинные, связанные с незначительными изменениями. Процессы, которые зачастую не проявляют себя на поверхности, поэтому пациенты не всегда остро реагируют на это.

Люди всё-таки психологически не настолько свободно себя чувствуют, чтобы больше уделять себе времени. Поэтому отчасти, может быть, в этом причины спадов. Но если, например, проводить параллель с рынком добровольного медицинского страхования, которое является для меня лакмусовой бумажкой в плане развития бизнеса, то в этом году прирост, и услуг у нас оказано больше по ДМС. Это говорит о том, что корпоративы потратили средства на такие привилегии для своих сотрудников. В основном, конечно, ДМС – это корпоративное медицинское обслуживание. Очень мало индивидуальных.

Максим Тихонов: Уже отчасти затронули тему отложенного спроса. Хотелось бы её расширить. Если мы говорим о реальных цифрах, насколько вырос объём оказываемых услуг? Именно отложенных? С какими проблемами столкнулись горожане на фоне массового перепрофилирования больниц?

Евгений Фёдоров: Сначала про прирост. Год ещё не закончился, но уже в принципе можем подводить промежуточные итоги. В моей организации прирост составил 25%. Может быть, будет 27%.

Максим Тихонов: Четверть.

Евгений Фёдоров: Это не плохо. Во-первых, это постковидная реабилитация. Во-вторых, это наша внутренняя системная регуляция. Мы более тщательно, более выверено стали относиться к нашим, например, расходам, к правильному составлению расписания. Любой бизнес начинается не с постройки кабинетов, он начинается с бумаги. А в медицине, мне кажется, для того, чтобы начать бизнес, нужно правильно написать штатное расписание, что ты хочешь, какую клинику.

Мы за 2020 года абсолютно очистили, оптимизировали наш кадровый медицинский состав, определили себе векторы, которые хотим развивать. Это позволило нам более чётко видеть себя. Мы определили приоритетные направления. Эндоскопия, например. Очень хорошее отделение, оно очень здорово шагнуло в 2021 году. Прирост по эндоскопическим услугам составил порядка 37%. Только в этом отделении. И, соответственно, по всем другим тоже. Терапевтические приёмы достаточно хорошо загружены. В принципе, по всем направлениям есть плюс. Эндокринология немножко просела. Пока для меня это небольшая загадка. Пытаемся разобраться.

Максим Тихонов: Что сегодня необходимо, на ваш взгляд, трансформировать, в законодательстве, чтобы минимизировать последствия пандемии в сфере медицины? Понятно, что это с нами ещё не на один год.

Евгений Фёдоров: Это очень широкий вопрос. Постановления, приказы, указы издаются очень часто. Но системно нужно, чтобы всё-таки наше государство более широко смотрело в сторону частного бизнеса, особенно медицинского. Ведь до пандемии между государственным сегментом и бизнесом пропасть была огромная.

Во время пандемии, когда больницы, поликлиники, скорые помощи не справлялись с наплывом пациентов (связано именно с ковидом), появились очень правильные направления, по которым государство стало сотрудничать, где частный бизнес пришёл на помощь. Хочется, чтобы темпы не сбавлялись. Потому что очень многие задумки пока, к сожалению, ещё пробуксовывают.

Я знаю, идут большие проработки, идёт большой проект через Государственную думу о том, чтобы изменить, например, понятие онлайн-консультации. На данном этапе очень много именно законодательных проблем с точки зрения налогообложения, с точки зрения законов здравоохранения: полноценную услугу ещё оказать невозможно. Это компромиссное решение между государством, бизнесом и пациентом. Хочется чтобы мы поставили чёткие законодательные акты, которые бы позволили полноценно вести, например, такую консультацию. Таких моментов очень-очень много.

2020 год показал, что частная и государственная медицина очень тесно связаны. Когда пришла беда, все были в одном строю. Хочется, чтобы дальше в таком же направлении развивались. А какие детали, думаю, мы бы с вами могли говорить час, два и три, начиная от тарифов ОМС, например, на первичную помощь.

Ведь что было самым востребованным в пандемию? Это оказание первичной помощи врача-терапевта. Но тарифы, к сожалению, сейчас такие, что ни одному лечебному учреждению совершенно не интересно. Все лечебные учреждения, которые оказывают высокотехнологическую помощь, хотят работать в ОМС, и они работают в ОМС. Но в момент пандемии это было не нужно. Нужны были мобильные пункты врачей-терапевтов, семейных врачей. Тариф, например, для частной медицины совершенно неприемлемый, в этом тарифе совершенно отсутствуют понятия амортизации, возврата инвестиций и так далее.

Максим Тихонов: С каким результатом завершает год непосредственно «Медпомощь 24»?

Евгений Фёдоров: Могу точно констатировать, что мы пережили все трудности, которые были. Для всего медицинского бизнеса и для «Медпомощи» 2020 год был годом пионерии, когда мы для себя много чего открывали. Мы не знали, как будет. Действовали каждый день согласно внешней обстановке. Но всё, что нас не убивает, делает нас сильнее. Мы возмужали, расправили плечи. Благодаря адаптации наших внутренних процессов, перестроили нашу экономическую систему. И весь 2021 год мы прожили в новой парадигме.

И эта основа, которую мы заложили, сейчас не изменилась. Ведь не изменилось ни одного нормативного акта, которые были написаны ещё с конца марта и начала апреля Роспотребнадзором и правительством Санкт-Петербурга. Мы живём по тем же законам. Но мы знаем теперь, как всё это делать. Мы смело смотрим, мы оптимизировались.

Мы заканчиваем год, на текущий момент план 25-27% прироста в оказанных медицинских услугах. На следующий год, думаю, что мы останавливаться не будем. И тенденция декабря показывает, что мы набираем. Обычно вторая половина декабря – всегда небольшой спад, потому что люди начинают думать больше о Новом годе, начинаются корпоративы, подарки и так далее. Мы пока находимся в приличном приросте. Даже если сравнивать декабрь 2020 года, который был неплохой, с декабрём 2021 года.

Автор:
Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Рекомендуем

«Произошёл сдвиг от внешних к внутренним источникам вдохновения. В мире, где все возможно, мы — как лидеры — ответственны за предложение людям того, что,…
Итоги года в интервью с директором департамента организации работ с заказчиками компании «Газинформсервис» Романом Пустарнаковым.
Гость программы – председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Петербурга Елена Церетели.
Гость программы – директор департамента по маркетингу и продажам компании «Балтийская жемчужина» Ася Левнева.

Комментарии

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.