Эльвира Набиуллина заявила, что по итогам 2021 года ЦБ ожидает рост ВВП на уровне 4,5%. Банки, в свою очередь, получили более 2 трлн рублей чистой прибыли, что в 1,5 раза больше по сравнению с одиннадцатью месяцами прошлого года. В целом балансовый капитал приблизился к отметке в 12 трлн рублей. Один из стратегических вопросов участников рынка – развивать филиальную сеть или делать ставку на удалённые цифровые сервисы? Подробнее об этом, а также об основных итогах работы в 2021 году и наиболее перспективных проектах – в интервью шеф-редактора Business FM Петербург Максима Морозова с директором петербургского филиала Россельхозбанка Алексеем Кольчиком.
Максим Морозов: В студии Максим Морозов. Сегодня я рад приветствовать директора петербургского филиала Россельхозбанка Алексея Кольчика. Алексей, здравствуйте!
Алексей Кольчик: Здравствуйте, Максим!
Максим Морозов: Мы подводим итоги года. Поскольку Россельхозбанк – универсальный банк, постараемся поговорить обо всем. Мы уже два года живем в контексте коронавирусных ограничений. Как пришлось трансформировать модель банка? Что принципиально изменилось? Ваши коллеги говорят о взрывном росте дистанционных сервисов. Какие тренды вы бы отметили? Какие вызовы стояли перед вами, как перед руководителем? И как пришлось трансформироваться под объективные коронавирусные условия?
Алексей Кольчик:
Для нас ситуация, связанная с коронавирусом, наверное, была больше плюсом, чем минусом. Наш банк за эти коронавирусные ограничения прошел, с точки зрения цифровизации, эволюцию, которую мы бы проходили лет пять.
Максим Морозов: Как бы вы оценили стратегии коллег?
Алексей Кольчик: Сейчас очень интересная ситуаия. Если мы посмотрим, в первую очередь, крупных игроков, на мой взгляд, существует две диаметрально противоположные версии развития банковского сообщества. Одна версия говорит, что надо сокращать филиалы и уходить в цифру, и банк в этом случае, на мой взгляд, немного теряет человеческое лицо. Вторая версия (правда, она связана с одним банком, наверное, мы к ней немного относимся) – это коллеги, которые говорят об увеличении сети, переформатах, новых форматах ВСП, филиала и о позициях, связанных с работой именно с клиентами. Посмотрим, кто выиграет.
Максим Морозов: Что вы могли бы выделить в части итогов по корпоративному и розничному бизнесу?
Алексей Кольчик: С точки зрения корпоративного бизнеса, мы гордимся тем, что не остановили инвестпроекты, среднее увеличение у нас по двум крупным инвестам составило по стоимости в районе 20-21%, с точки зрения роста. По стройке, по материалам – выдержали, запустили проекты и, надеемся, в следующем году они уже будут работать. Что касается розничного блока, большой прирост по ипотеке дала, конечно, сельская ипотека. Мы сильно прирастали, увеличились практически в 2,2 раза. Следующий год – будет годом новых продуктов, наверное, в первую очередь совместных программ банков и застройщиков.
Максим Морозов: Вопрос к вам как к профильному банкиру в части агропромышленного комплекса. Вы работаете сразу в нескольких регионах; как вы оцениваете состояние сельскохозяйственной отрасли в регионах, в которых вы присутствуете?
Алексей Кольчик: Кардинально поменялся подход клиентской работы в банках. Это выражается в следующем:
Говорить о том, что это наш клиент и просто его прокредитовать – этого уже мало. Одна из стратегий нашей работы – партнерские отношения.
В этом году мы очень ударно поработали с фондами поддержки предпринимательства Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Увеличивали лимиты, часто за клиентов общались напрямую с фондами для того, чтобы упростить процедуру и пробеги, связанные со временем. Я бы так сказал: АПК выиграло, сильно поменялась товарная матрица с точки зрения продукции и потребления, появился такой класс, как крафт – достаточно дорогая продукция, очень качественная.
Максим Морозов: А какая роль банка в этом?
Алексей Кольчик: Давать возможность производить продукцию. Ведь проблема маленьких хозяйств в том, что они не могут сделать товарную матрицу и держать объемы. Они уже могут делать качество. Но обеспечить сеть большими объемами надолго – это проблема.
Максим Морозов: Кредитная поддержка.
Алексей Кольчик: Да. Крупные хозяйства серьезно расширили производство и переработку за этот год, и выиграли от этого, бесспорно. Вторая очень интересная позиция, которая сейчас начинает зарождаться, – это то, что интересно кластеру HoReCa и непосредственно производителям. Мы сейчас прорабатываем вопросы для крупной сети для того, чтобы обеспечить их фермерской продукцией хорошего качества.
Максим Морозов: Как вы оцениваете эффективность «Школы фермера», которую запустил Россельхозбанк?
Алексей Кольчик: Мы полагаем, что это один из серьезнейших драйверов, который, на наш взгляд, должен был дать яркую вспышку через год, через полтора, через два, но мы ее сейчас уже это наблюдаем.
Достаточно часто фермеры – это люди, которые берут потребкредиты и открывают хозяйство на эти деньги. Это кардинально неправильно, потому что есть масса субсидируемых кредитов, кредитов, связанных с начинающими фермерами. Но чтобы это знать, нужно иметь не только желание работать с землей, но и иметь минимальное финансовое понимание, что и развивает «Школа фермера».
На наш взгляд, выпускник – это уже в том или ином формате полноценно сформированный юнит, который не просто занимается сельским хозяйством, но и знает, как это делать с точки зрения финансов и какие услуги, самое главное, для этого использовать.
Максим Морозов: Кто может стать учеником школы? Сколько длится курс, и что он в себя включает?
Алексей Кольчик: Здесь я отдельно хотел бы сказать спасибо правительству Ленинградской области, потому что лично вице-губернатор участвует во всех вопросах, связанных и с вручением дипломов, и с текущей обратной связью – это крайне приятно. Отдельно спасибо коллегам из Аграрного университета, лично господину Морозову – вашему однофамильцу – потому что отличное погружение, на наш взгляд, очень неплохо сформированная программа. Конечно, будем добавлять инструментарии, связанные с финансами. Поступить может любой. Мы тесно сотрудничаем с правительством, чтобы, в первую очередь, помочь людям, которые уже начали заниматься сельским хозяйством.
Максим Морозов: Как вы оцениваете эффект конкурса «Вкусы России», который организовывает Министерство сельского хозяйства? Насколько конкурс смог поддержать локальные бренды?
Алексей Кольчик: Я отвечу вам так: посмотрите, сколько было голосов. Это очень интересно. Иногда выигрывали не именитые бренды, не раскрученные. Совершенно шикарная тема, но она коррелирует со второй, связанной с агротуризмом. За этим люди едут на землю, смотреть, развивать экотуризм. На наш взгляд, это очень серьезный драйвер.
Максим Морозов: А производители получают сбыт.
Алексей Кольчик: Бесспорно. Я думаю, что в следующем году будет больше проблема с тем, как купить фермерскую продукцию, а не с тем, как ее произвести.
Максим Морозов: Алексей, большое спасибо!
Алексей Кольчик: Максим, спасибо! С наступающим Новым годом!
Максим Морозов: С наступающими праздниками!