Они просят власти законодательно урегулировать данный вопрос, прописав четкие требования к недвижимости, а также механизмы разрешения споров.
Проблема, как пишет «Деловой Петербург», широко обсуждалась в столице на прошедшей Российской строительной неделе. Участники рынка отмечали, что дольщики увлеклись поиском недостатков, пусть даже незначительных, чтобы потом потребовать у девелоперов максимальные компенсации. Отчасти подтверждает это и судебная практика последних лет. Так, число профильных исков к строительным компаниям за 2022 год выросло на 13%, а за одно только первое полугодие 2023-го — на 8%. При этом, как сообщили ранее в думском комитете по строительству и ЖКХ, потери застройщиков от действий юристов, которые подают претензии от лица граждан, оцениваются в 4 миллиарда рублей ежегодно. Мнение генерального директора Объединения строителей Петербурга Алексея Белоусова:
Генеральный директор Объединения строителей Петербурга Алексей Белоусов Действительно, проблема есть, и она волнует большинство строительных компаний. Это связано не с тем, что они плохо строят. Существует группа юристов, которые сделали из этого своеобразный бизнес. Как только начинается заезд в дом, во все ящики почтовые забрасывается реклама юристов, которые предлагают свои услуги по приемке квартиры. И они пишут, хотите заработать 300 000, дайте нам право правильно принять квартиру. В итоге вы получите квартиру и деньги. Именно поэтому в Госдуму не так давно был внесен законопроект, который четко регламентирует саму процедуру взаимодействия при передаче квартиры. Над ним сейчас работает профильный комитет Госдумы. Мы как заинтересованная сторона написали положительное заключение и надеемся, что мнение нашего сообщества будет обязательно учтено при принятии данного законопроекта.
Упомянутый законопроект предполагает ряд серьезных ограничений для дольщиков, недовольных качеством нового жилья. Прежде чем подать иск, им придется написать жалобу застройщику. Тот, в свою очередь, будет обязан за свой счет получить заключение специалистов о проблеме и в течение 20 дней ее устранить. Суд же подключится к процессу лишь в том случае, если девелопер отказывается исполнять обязательство. Депутатскую инициативу уже поддержал Минстрой. Вопрос, насколько такой подход оправдан, рассуждает руководитель департамента «ЖКХ Контроль» в Петербурге Алла Бредец:
Руководитель департамента «ЖКХ Контроль» в Петербурге Алла Бредец Тут правда о двух концах. Безусловно, потребитель, приобретая недвижимость, надеется получить качественное жилье. И зачастую недобросовестные застройщики злоупотребляют отсутствием жестких требований, предъявляемых при новом строительстве. Нормы строительства безнадежно устарели. Я думаю, что так минимум лет на 10-15. Их необходимо пересматривать перед тем, как вводить защиту бизнеса. У нас сейчас очень много говорится о том, что бизнес нужно защищать, но забывают про потребителей, для которых покупка квартиры зачастую оборачивается обременением в виде ипотечного кредита, который они вынуждены выплачивать практически всю свою жизнь.
Параллельно Госсобрание Башкирии внесло в Совет законодателей собственную инициативу, призванную ликвидировать «потребительским экстремизм» в сфере жилищного строительства. Документ предлагает ограничить размер взысканий с девелоперов, которые сдают некачественные дома, и сделать обязательным досудебное урегулирование споров между продавцами и покупателями недвижимости.