Соответствующее предложение, направленное на расширение функционала межведомственных комиссий, ранее озвучил замруководителя Роструда Ян Талбацкий.
Чиновник отметил, что без обладания определенной информацией и цифрами вести соответствующую работу малоэффективно. При этом Талбацкий подчеркнул, что борьба с теневым трудоустройством активно ведется в стране с 2015 года. Сейчас же пришло время подвести под нее нормативное основание. Время для своего рода реформы выбрано неудачно, — считает партнер юридической компании «Апелляционный центр» Владимир Полуянов:
Партнер юридической компании «Апелляционный центр» Владимир Полуянов Совершенно очевидно, что Федеральная служба по труду хочет получить данные от налоговиков о том, какие расходы несут граждане, чтобы потом начать им задавать вопросы, например, откуда были доходы для того, чтобы эти расходы нести. И делается это, что удивительно, в то время, когда не то что с теневой занятостью не стоило бы бороться, а скорее надо было бы поддерживать занятость белую, открытую. Наверное, службе было бы тогда неплохо еще и наладить межведомственный обмен с нашими зарубежными партнерами, потому что все-таки теневая занятость, она, как мне кажется, идет рука об руку с вопросами миграции.
К слову, Минтруд ранее подготовил проект методики, которая позволит точнее оценить число россиян, занятых в теневом секторе. Предполагается, что в результате регионы смогут обелить различные отрасли как минимум на треть. Есть и примерные подсчеты нелегально трудоустроенных. Так, по оценке вице-премьера Татьяны Голиковой, речь идет о почти 12 миллионов человек. Все они либо частично, либо полностью получают зарплату в конвертах. Мнение президента «ЛенОблСоюзСтроя» Руслана Юсупова:
Президент «ЛенОблСоюзСтрой» Руслан Юсупов Мне кажется, что есть какие-то базовые принципы, базовые вещи, которые, в общем то, в любой стране схожие, в том числе, принцип сохранения налоговой тайны. Не хочется грубить, но мне кажется, мы как-то пытаемся проблему одного ведомства лечить совершенно неподходящими для этого инструментами. Понимаете, теневой рынок труда существует не потому, что плохим работодателям хочется что-то не доплатить людям, недоплатить налогов и так далее. Бизнесу, который такую политику отчасти ведет, зачастую просто экономические условия не позволяют вести работу по другому. Если вы хотите, чтобы бизнес максимально обелился, то государству какие-то другие экономические условия нужно предусматривать.
Между тем ФНС в отношении теневых занятости и доходов пока придерживается неагрессивного подхода, о чем ранее заявила РБК замруководителя Налоговой службы Светлана Бондарчук. По ее словам, прежде чем усиливать контроль, надо четко понять, за кем конкретно. Соответственно, нелегально трудоустроенных необходимо как-то — цитата — «окрасить», сегментировать и вычленить источники доходов, не все из которых могут быть налогооблагаемыми.