Разговоры о том, должны ли агрегаторы обеспечивать работникам соцгарантии велись неоднократно, но консенсуса достичь не удавалось. Нет его, похоже, и сейчас. В итоге Минтруд предложили пойти другим путем, по сути переложив ответственность с бизнеса на граждан. Есть здесь и пряник. По данным Ведомостей, взамен перехода на добровольные отчисления сотрудникам обещают выгодные заказы, а также иные льготы. Например, если самозанятый курьер заключил договор негосударственного пенсионного обеспечения или ДМС, платформа может установить для него меньший по сравнению с общим правилом размер комиссии. Мнение председателя некоммерческого партнерства таксомоторных предприятий Петербурга Юрия Вейкова:
К слову, в правительстве уже разработали специальную систему соцстрахования для самозанятых. Получать оплачиваемые больничные, по данным Коммерсанта, они смогут начиная с 2023 года. Размер взноса для застрахованных составит 15 тыс. рублей в год вне зависимости от заработка. Выплаты же будут варьироваться от 13 тыс. до 22 тыс. рублей в первый год и от 19 тыс. до 32,5 тыс. рублей во второй. Станет ли предложение достаточным стимулом для граждан – вопрос открытый. Однако по данным опроса «Яндекса», более 60% водителей и курьеров готовы участвовать в страховых программах, если они будут добровольными. Обсуждаемый документ подразумевает и санкции для тех, кто решит каким-то образом обойти установленные правила. Также в перспективе появится специальный орган, который будут подключать для решения споров между сотрудниками и работодателями. Комментирует профессор ВШЭ в Петербурге Андрей Заостровцев:
Добавим, что согласно индексу RSBI, составляемого банком ПСБ и «Опорой России», 36% представителей малого и среднего бизнеса в России прибегают к услугам самозанятых. Из них 8% сотрудничают с гражданами на регулярной основе – относительно прошлого года данный показатель вырос на 2%.