ЦБ 28.07
$73.85
86.99
ММВБ 28.07
$73.5
90.03

ВЛАДИСЛАВ КРЕЙНИН: О четырёх китах экосистемы и новых потребительских привычках

Интервью со старшим вице-президентом Сбербанка Владиславом Крейниным.

Финтех выходит за пределы классических сервисов, проникая в электронную коммерцию, социальные сети и развлечения. В результате возникает новая структура потребительского поведения – в прошлом году популярность электронных платежей выросла на 40% по сравнению с 2019-м. Одновременно продвинутые покупатели всё активнее используют голосовых помощников. Еще один яркий тренд – социализация финансов: за рубежом получили распространение сервисы, которые позволяют открывать коллективные счета для оплаты спортивных тренировок. Быть просто банком – стратегия, которая уже не устраивает крупных игроков. О том, как индустрия развлечений помогает покупать, и как будут развиваться банковские экосистемы – на Петербургском экономическом форуме обозревателю Business FM Петербург Дарье Вараксиной рассказал старший вице-президент Сбербанка Владислав Крейнин.

Дарья Вараксина: Насколько за последний год изменились потребительские привычки?

Владислав Крейнин: Пандемия, конечно, оказала огромное влияние на предпочтения людей, на их смелость, готовность пробовать новые цифровые сервисы. Хороший пример – индустрия электронной коммерции, которая раньше росла на десятки процентов год к году, а за год пандемии некоторые сервисы выросли в 20 раз. В том числе, примерно в 20 раз вырос наш сервис «СберМаркет» по доставке продуктов из любимых магазинов. Люди все больше стали доверять цифровым сервисам, и сформированные за пандемию привычки остались с клиентами. Это связано с электронной коммерцией, с цифровыми развлечениями, с пользованием голосовыми ассистентами.

Дарья Вараксина: Как под влиянием индустрии развлечений изменился подход потребителей к покупкам?

Владислав Крейнин: Тренд в целом – это пересечение индустрий и взаимопроникновение. Один из больших трендов в e-commerce – клиент имеет запрос на развлекательный опыт внутри сервисов электронной коммерции. Например, в Россию приходит популярный китайский формат – лайф-стримы. Лайф-стримы – это классический магазин на диване, только в цифровом формате и с возможностью моментально, прямо из этого стрима сделать покупку. Это во многом развлечение, связанное с электронной коммерцией. И электронная коммерция проникает в индустрию развлечений – например, мы реализовали в «Сбере» проект, когда в онлайн-кинотеатре Okko на наших СБЕР Девайсах, Сбербокс или Сберпортал – если ты смотришь с помощью этих девайсов фильм, то можешь купить понравившуюся тебе вещь прямо из фильма. Это большой шаг вперед.

Дарья Вараксина: Банки все чаще стремятся развиваться как экосистемы. Какие направления здесь наиболее перспективны?

Владислав Крейнин: Это общемировой тренд, и Россия здесь не будет уникальна, на мой взгляд. Несколько ключевых индустрий описывают ключевой ландшафт экосистемы. Это индустрия e-commerce, индустрия интертейнмента, развлечений, это финтех, который является часто уже незаметным клеем, который обволакивает все процессы, которые существуют в экосистемах. И, наверное, голосовые ассистенты как правильный интерфейс для взаимодействия человека с экосистемой. Вот четыре направления, которые так или иначе являются якорными для любой экосистемы в мире сегодня. Мы – экосистема, которая выросла из финтеха. Посмотрим на Apple, у них эти направления тоже активно развиваются, они – экосистема, которая выросла из электроники и дальше из магазина приложений. Посмотрим на Amazon – они выросли из e-com. Google вырос из поисковых сервисов, из медиасервисов, во многом. Так или иначе, у каждого из них сегодня эти три вертикали плюс голосовой ассистент, который склеивает их, либо уже развиваются, либо в планах по развитию.

Дарья Вараксина: Какие из этих технологий наиболее эффективно реализуются в России, а какие пока представляют собой развивающийся рынок?

Владислав Крейнин: Мне кажется, что Россия достаточно сильна своим финтехом, мы – мировой бенчмарк, образец для подражания для очень многих. Нам очень приятно, что стратегия развития «Сбера» в итоге является примером для подражания. E-con: в каких-то направлениях мы, как страна, догоняем, в каких-то направлениях опережаем. Например, бизнес-модель по продаже продуктов из dark-store с доставкой за 15 минут, предложенная сервисом «Самокат» в России, сейчас активно масштабируется по всему миру, и появляются копии российского «Самоката» в США, Великобритании и в других странах. С другой стороны, есть индустрии, в которых мы догоняем: это индустрия игр, индустрия развлечений в целом. Мне кажется, что в индустрии здравоохранения мы тоже сегодня догоняем, но это растущий рынок. Интересно, что гаджетами, которые позволяют контролировать состояние твоего организма, трекерами, фитнес-трекерами сегодня пользуются примерно 15% населения России. Более 70% россиян готовы, и им интересно использовать фитнес-трекеры, анализаторы состояния здоровья в повседневной жизни. Так что для нас рынок растущий, и если мы сегодня догоняем, то завтра можем быть в мировом тренде.

Автор:
Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Рекомендуем

СЕРГЕЙ ВОРОНКОВ: «ПМЭФ – первый масштабный форум после пандемии»
Интервью с генеральным директором компании «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Сергеем Воронковым.
«Пока ещё не всё дешифровали». На ПМЭФ раскритиковали обновленный СанПиН
На Петербургском экономическом форуме подвели итоги первого этапа реформы контрольно-надзорной деятельности. Мыть посуду ветошью в кафе больше не нужно,…
Расселение петербургских коммуналок обойдется в полтриллиона рублей
Об этом заявила депутат Оксана Дмитриева в ходе заседания Заксобрания. Ранее парламент принял соответствующий закон, однако выяснилась, что он противоречит…
В НКР подсчитали кому удалось заработать на пандемии
Если одним отраслям пандемия принесла убытки, то другим сверхприбыль – основными бенефициарами коронакризиса стали сельское хозяйство, пищевая промышленность,…

Комментарии

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.