«Со щитом, а, может быть, на щите». В Смольном заявили, что решили проблему граффити на уличных домах. Специальные уличные конструкции для художников должны разместить по всему городу – какие-то из установок будут временными, другие - оставят на постоянной основе. Проект находится в стадии разработки, сообщил в своей колонке на сайте «Делового Петербурга» глава комитета по градостроительству и архитектуре Владимир Григорьев.
Шансы, что идея воплотится в том виде, в каком ее задумали чиновники – у города есть, считают некоторые эксперты. Своеобразные «билборды» могут быть востребованы как площадки для граффитистов. Если город предоставит удачные локации, а творцов не отпугнут цензурой. Однако сам формат граффити предполагает максимальное погружение в городскую среду – и интерес художников к фасадам зданий не угаснет. Наверняка, не останутся в стороне и вандалы. Гораздо более удачным самим авторам кажется пример многих городов мира, где под уличную роспись сперва отдали заброшенные здания, а позже – муниципальные и технические постройки, а за ними офисные комплексы и жилые дома. И как показала иностранная практика, согласование с жильцами и управдомами можно наладить на взаимовыгодных условиях.
В тексте глава КГА называет граффити самовольными по своей сути росписями аэрозольными красками, в большинстве случаев сомнительного содержания. Несмываемые компоненты образуют пленку, из-за чего в отделке здания копится конденсат. Все это разрушает фасады, а дальше хуже – появляются плесень и грибок, которые вредят здоровье жильцов. Потом приходят жилищники, которые рисуют известные всем «заплатки» в попытке спрятать чужое творчество.
Арт-сообщества и сочувствующие на этот счет высказывались неоднократно. Во-первых, закрашивать всё подряд и не следует. Во-вторых, новые конструкции – это лучше чем их отсутствие. Но и не выход.
Ровно год назад мэрия Москвы запретила рисовать на стенах домов граффити в рекламных целях. Как было сказано в постановлении, все художественные сюжеты «могут, а значит должны «быть связаны с популяризацией выдающихся личностей, исторических событий, науки, спорта и искусства». Как говорят многие художники обеих столиц, лучше от такого культпросвета никому не стало. Классных и одобренных бизнесом и жителями проектов не осталось. А несогласованные и не всегда удачные рисунки – и ныне там.