Среди новых образовательных программ в городе на Неве могут появиться, например, программы, связанные с беспилотной авиацией. Сейчас, по словам вице-губернатора Владимира Княгинина, в Петербурге выпускается примерно треть от всего объема изготавливаемых в стране дронов. Поэтому, вероятно, идея Смольного состоит в том, чтобы пойти от обратного – уже некий накопленный производственный опыт использовать для подготовки новых кадров. На данный момент в университете гражданской авиации существует специальность «внешний пилот», есть также отдельные программы дополнительного профильного образования, но в остальном – это в основном некие спецкурсы, а к магистрским программам актуальной реальности в городе только-только начали подходить. Любопытно, что под новые направления будут перераспределены бюджетные средства, выделяемые на обучение в вузах, но о какой-то конкретике участники совещания ректоров, на котором и обсуждалась эта тема, пока предпочитают не распространяться. Комментирует глава совета, ректор Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна Алексей Демидов:
С уверенностью можно говорить и о том, что в Северной столице в ближайшей перспективе планируют усилить подготовку конструкторов-разработчиков для отрасли автомобилестроения. Необходимость такого решения продиктована, в том числе, и появлением нового собственника у завода «Nissan». По планам «АвтоВАЗа», который купил 99% акций предприятия, объем производства LADA на этой площадке уже в 2023 году планируется довести до 10 тысяч автомобилей. А в период с 2025 по 2027 годы завод, как рассказал на совещании в Смольном президент компании Максим Соколов, сможет ежегодно выпускать 50, а то и 70 тысяч машин. По словам Владимира Княгинина, приход в Северную столицу «НАМИ» оформляет автопром в качестве самостоятельного направления и в исследованиях, и в разработке, и прежде всего, в конструкторской части. Безусловно, с жизнью страны в режиме СВО, о чем также сказал вице-губернатор, это связано гораздо более косвенно, чем подготовка специалистов по беспилотной авиации. Но зато, возможно, отпадет необходимость смущаться из-за того, что под маркой «Москвич» выпускаются достижения китайского автопрома, а не свои собственные. Автоэксперт Дмитрий Попов считает идею подготовки собственных конструкторов очень перспективной, однако предостерегает от массовости – подобный «товар» должен быть штучным:
Добавим, что помимо подготовки кадров для оборонных предприятий, вузы Северной столицы усилят помощь российской экономике. В частности, сразу десять учебных заведений города, среди которых, например, Военно-медицинская академия имени Кирова и Государственный университет путей сообщения, в рамках специальной программы «Приоритет 2030» займутся аккумулированием новых знаний, технологий и разработок для самых разных отраслей. Например, в «Корабелке» акцентируют внимание на подготовке специалистов по морской робототехнике, а в Политехе сделают ставку на развитие человеческого капитала и вовлечение молодежи в задачи реальной индустрии.