В топе спроса у жителей города, которые решили заняться предпринимательством, оказались предприятия общественного питания, пункты выдачи заказов, а также интернет-магазины. Так, на кафе и рестораны пришлась пятая часть от общего спроса, на ПЗВ — 15%, а на онлайн-торговлю — чуть больше 10%. Кроме того, востребованными у петербуржцев оказались направления индустрии развлечений, где прирост составил 86% по сравнению с прошлым годом, строительство (плюс 79%), а также стоматология и медицина с показателем плюс 56%. Как отмечают эксперты, активный рост сегмента «общепит» связан, в том числе с развитием сервисов доставки. Стимулирует спрос практически на все вышеперечисленные услуги и усиление туристического потока в Петербург в 2023 году. Подстегивает рынок франшиз и рост жилищного строительства в городе — за счет этого увеличивается доля коммерческой недвижимости, что является драйвером потребительского спроса. Сложившуюся тенденцию комментирует генеральный директор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров:
Что касается роста показателей по открытию готового бизнеса, то, как отмечает руководитель профильной макрокатегории «Авито» Илья Дудковский, он связан с тем, что развитие собственного дела люди начинают воспринимать как хорошую альтернативу работе по найму. Кроме того, это неплохая возможность для диверсификации источников дохода. Однако на фоне открытий предприятий по франшизе растет и число случаев их закрытия, отмечают эксперты. Например, завершают работу «точки» иностранных компаний, представляющие крупные fashion-бренды. В ретейле в целом, как пишет РБК со ссылкой на руководителя компании Topfranchise.ru Василя Газизулина, цикл жизни компании составляет около пяти лет. Далее либо следует ребрендинг, либо предприятие просто закрывается, отдавая место новым форматам. Однако, как отмечает эксперт, сейчас тенденция на рынке положительная: то есть, открывается и продолжает деятельность большее число компаний. Исполнительный директор петербургского отделения «Опоры России» Тамара Баранова убеждена, что те, кто рискует и запускает свое дело сейчас, совсем скоро может оказаться в выигрыше:
Добавим, что, согласно данным исследования аналитического центра бренда Sokolov и бизнес-клуба «Атланты», большинство предпринимателей Северной столицы выбрали бы для открытия франшизу российского бренда — об этом заявили 66% опрошенных. Впрочем, в то же время 39% респондентов считают актуальным покупку иностранных брендов. При этом треть участников опроса отметили, что для открытия своего дела им необходимо наличие мер поддержки со стороны государства или льгот для импортозамещения.