Сейчас свои торговые представительства за рубежом российский бизнес имеет более чем в 70 странах. Однако, как отмечает в своем обращении к замминистра петербургский парламентарий Дмитрий Панов, нередко их деятельность носит лишь формальный характер и сосредоточена в основном на информационно-аналитической и консультационной поддержке компаний-экспортеров. Зачастую эти представительства расположены совместно с дипмиссиями и занимают небольшую площадь офисного назначения. Однако, как пишет «Парламентская газета» со ссылкой на депутата, для успешного продвижения российского бизнеса нужен совсем другой механизм. И заключаться он должен в создании торговых домов в Белоруссии и странах и СНГ, а также Китае, Индии, ОАЭ, Вьетнаме, Бразилии, Аргентине и других. В этих государствах, как следует из сути инициативы, необходимы выставочные площадки по льготной цене, возможности для российского бизнеса участвовать в местных тендерах, а также база контрагентов. Глава Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков идею в целом оценивает как положительную, но задается вопросом, какими товарами и услугами российский бизнес мог бы обмениваться с партнерами:
Что касается встречных мер по открытию в России торговых домов будущих партнеров, то начать предлагается с самой дружественной страны — Белоруссии. Пилотными регионами для их появления могут стать Петербург и Ленинградская область, а также Москва, Татарстан и ряд других субъектов. По оценкам некоторых экспертов, благодаря такому сотрудничеству объемы несырьевого неэнергетического экспорта с нынешних 200 миллиардов в год можно увеличивать на десятки процентов ежегодно. В Госдуме частично согласны с такими оценками и в принципе называют предложение разумным, однако, с оговоркой. Как отметил глава парламентского комитета по промышленности и торговле Владимир Гутенев, в условиях дефицитного бюджета траты на создание торговых домов в привычном виде в дружественных странах Россия позволить себе не может. А меры прямой поддержки предпринимателей от Минпромторга, например, субсидирование и компенсация затрат на сертификацию или логистику, по мнению депутата, более эффективны. Впрочем, бывший исполнительный директор Санкт-Петербургского Союза предпринимателей, ныне исполнительный директор МРОО Благоприятная городская среда Татьяна Подсухина убеждена, что дать бизнесу деньги для развития — это слишком простой ход:
Добавим, что в рамках развития взаимодействия с партнерами из дружественных стран для предпринимателей Северной столицы Смольный будет организовывать бизнес-миссии. Например, в Марокко, Египет, Вьетнам и Китай. Об этом еще в конце сентября рассказали в городской администрации. Однако попасть в них смогут далеко не все желающие, а только представители тех компаний, чей экспортный потенциал будет соответствовать минимальным критериям оценки.