Смольный ежегодно объявляет о десятках новых концессионных соглашений и проектах ГЧП. Недавно, например, власти заключили три договора с ГК «Балтрос», которая должна построить несколько школ на 3 тыс. учеников. Схожий проект запустили весной с «Газпромом». Упомянуть стоит и о более масштабных инициативах. Так, благодаря концессии в городе появились ЗСД, трамвай «Чижик», в завершающей стадии находится строительство СКА «Арены». В теории – это выгодная для бюджета история. Петербург изначально вкладывает некие минимальные средства в значимый в перспективе объект, а основную массу денег тратит именно бизнес. Он же в итоге на длительный срок получает его в пользование, чтобы компенсировать издержки и получить прибыль. На практике же все несколько иначе. Если в течение года концессионер недобирает ранее обозначенных в соглашении сумм, то покрывать недостачу необходимо за счет горожан. Это неоднократно происходило с, казалось бы, крайне востребованным Западным скоростным диаметром. Причем конечные суммы скрыты под грифом коммерческой тайны, на что неоднократно жаловались депутаты Закса. Комментирует глава комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству Ирина Иванова:
При этом, по словам Ивановой, сокращение до 20% расходов на концессии и ГЧП не станет большим ударом для Северной столицы. Все дело в достаточно высоких налоговых и неналоговых поступлениях. Но тут есть один нюанс. Город ранее уже пострадал от политики федеральных властей, которые с 2023 года решили упразднить институт консолидированных групп налогоплательщиков. В результате большая часть поступлений от крупных игроков, таких как «Газпром», стала уходить в бюджет страны. В результате манипуляций Петербург, по некоторым оценкам, к декабрю недоберет около 80 млрд рублей. И тут потенциальный концессионный секвестр заиграет новыми красками. Мнение гендиректора агентства «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова:
Эксперты убеждены, что крупные инфраструктурные проекты никто трогать не будет, а значит трамвайная линия «Купчино – Шушары – Славянка», которая строится по концессии, в итоге будет реализована. Закончить ее планируют к 2027 году. А вот менее значимые инициативы вполне могут остаться без внимания. Среди них, например, передача бюджетных спортшкол в управление бизнесу в обмен на реконструкцию объектов. Идею активно продвигает Национальное фитнес-сообщество при поддержке Минспорта. Пока речь идет о пилоте в 10 неназванных регионах. Входит ли в их число Северная столица – неизвестно.