В технологическом мире не осталось ни одного неоцифрованного действия, но не все это понимают. С этих слов начал свое выступление замглавы Федеральной антимонопольной службы Андрей Цариковский. Законодательство, по его словам, не успевает за развитием цифровой экономики, что чревато проблемами ценообразования и сетевой безопасности. Эксперты любят приводить классический пример: у сети отелей Marriott ушло 70 лет, чтобы закрепиться в трех десятках стран, а сервис Airbnb заработал почти в половине стран мира за три года. Пользователи подобных порталов, на первый взгляд, остаются в плюсе. Однако антимонопольщики не всегда понимают, как искать конечного поставщика услуги и как защитить потребителя в будущем.
Большинство инструментов антимонопольщиков во всем мире считается морально устаревшим. Классические методы оценки бизнеса по наличию продукта-заменителя или ценовой политике уже малоприменимы. Многие сервисы, зарабатывающие на рекламе, бесплатны для пользователей. Но захват рынка позволяет им диктовать цены и рекламодателям, и поставщикам услуг. В самом зависимом положении оказываются отельеры, таксисты и продавцы. Остро ощутили проблему в Китае. Там цифровой сектор экономики за прошлый год превысил 30 триллионов юаней и составляет около трети ВВП страны. При таких темпах роста монополизация рынка почти неизбежна. Злоупотребления в основном проявляются в двух видах: отказ от сделки и ценовая дискриминация. Но появляются и новые типы нарушений. Например, монопольное хакерство.
В феврале ФАС внесла в Госдуму так называемый пятый антимонопольный пакет. В документе, в частности, дается определение терминам «сетевой эффект» и «ценовой алгоритм». Кроме того, ведомство определило критерии интернет-платформ, обладающих повышенной рыночной властью. В марте антимонопольная служба сообщила, что займется изучением ценовой политики у агрегаторов такси. На этом примере специалисты собираются проанализировать и другие цифровые рынки.