Эксперты обсуждают, как сохранить произведения искусства и науки в электронном виде
Проблема цифрового культурного наследия все острее встает в России. Несмотря на большое количество условных экспонатов - от физических научных работ до статей на популярных сайтах - до сих пор нет единого госстандарта, по которому их можно было бы их сохранить. Взгляды на ситуацию законодателей, исполнительной власти и технологического бизнеса существенно различаются.
Глава Роспатента Григорий ИвлиевПервым все-таки должен выступать принцип обеспечения высокого уровня защиты правообладателя. Мы мягко говорим, что у нас есть проблемы с защитой авторов, что у нас есть пиратство, у нас есть еще много связанных с этим проблем, но самое главное — кто поставил эту задачу? «Российское Авторское Общество»?Комитет Госдумы по культуре? В каком документе это зафиксировано - основы культурной политики, указ? Там не с этого начинаются приоритеты!
Еще одна сложность - тотальное неумение работать с базами данных. Например, по словам экспертов, в стране накопилось огромное количество патентных заявок. А Научно-техническая библиотека давно обошла по объемам Ленинскую и Президентскую вместе взятые. В теории помочь здесь могут роботы, которые возьмут на себя рутинную часть работы.
Депутат Госдумы Елена ДрапекоМожет и не надо регулировать то, чего не надо регулировать? Наши попытки регулировать, как правило, приводят к обратному результату. Тем не менее, задача поставлена перед нами. Первое - сегодня вся деятельность нашего министерства переведена в такую цифровую среду, когда сведения от каждого из тысяч учреждений культуры напрямую поступают на платформу. Вторая песня — обеспечить максимальный доступ граждан к накопленным богатствам. Есть такой портал «Культура.рф» - это сведения о том, что происходит в культуре, это виртуальные музеи, их сегодня больше 200. У нас очень много виртуальных концертных залов. В режиме онлайн вы можете подключиться к любой филармонии и слушать там музыку.
Как заявляют специалисты, особого внимания заслуживает необходимость сохранения новых источников культурного наследия, которые изначально были созданы в "цифре", в частности переписка в соцсетях или по электронной почте известных людей. Вопрос, как добиться на это согласия авторов, остается открытым. Также пока не прописано, как в России, так и в мире, определения правообладателя произведений, созданных с использованием элементов искусственного интеллекта.