Акцент сделают на аварийном жилье, изношенных коммуникациях и долгах профильных организаций, – заявил вице-премьер Марат Хуснуллин. Эксперты называют планы слишком амбициозными. За последние десятилетия власти предлагали с десяток различных концепций, призванных решить проблемы в отрасли, но на практике результат не выдерживает критики.
Окончательную концепцию реформы обещают утвердить в первом квартале 2022 года. Пока же в правительстве собирают пожелания и предложения от заинтересованных сторон. Как заявил РИА Новости Марат Хуснуллин, без глобальной трансформации достичь показателей в 1 млрд. кв. м. жилья и повышения в 1,5 раза качества городской среды будет невозможно. Наиболее острой вице-премьеру видится проблема аварийного фонда. Причем начинать планируют чуть ли не с основ. В частности, по словам Хуснуллина, предстоит разобраться «какое жилье нужно капитально ремонтировать, какое – реконструировать, а какое – сносить». Мнение председателя Совета «Городского объединения домовладельцев» Николая Питиримова.
Председатель Совета «Городского объединения домовладельцев» Николай Питиримов Реформировать ЖКХ в том виде, в котором оно сейчас существует – невозможно. Раз за столько лет не получилось, то и в очередной раз не получится. Ему надо дать возможность спокойно умереть. Но это не значит, что ничего делать не надо. Во-первых, надо четко определиться, что у аварийного жилья есть собственник. Если собственник – государство, то оно должно нести всё бремя содержания. Каким-то образом оказалось иначе, то надо смотреть на статус этого собственника. Если это собственник, который может взять на себя бремя, то государство его должно принудить всеми возможными и существующими на сегодняшний день законами.
Другая проблема, о которой эксперты говорят не первый год, это подсоединение новостроек к изношенной инфраструктуре. В одном только Петербурге замены или ремонта требуют более 1 тыс. км. труб. В целом же в малопригодном состоянии находятся 70% инженерного оборудования. В мае губернатор Александр Беглов оценил затраты на модернизацию теплосетей и систем водоотведения в 600 млрд. рублей. В общероссийском масштабе речь идет о триллионе. В реальности же из федерального бюджета выделяют лишь около 10 млрд. ежегодно. Комментирует руководитель департамента «ЖКХ Контроль» в Петербурге Алла Бредец.
Руководитель департамента «ЖКХ Контроль» в Петербурге Алла Бредец Мне кажется, что очень здорово, что как раз у курирующего правительства появилась возможность всё оценить и наконец-то признаться в том, что полное недофинансирование модернизации сетей. И если мы говорим о Санкт-Петербурге, то степень недофинансирования практически в 50 раз меньше, чем это требует нынешнее положение дел. Надеяться на что? На то, что федеральный бюджет сразу и быстро решит все эти проблемы? Извините за скепсис, но я в это не верю. Ну и, конечно, город наш растет, он развивается, появляется новое жилье, и самое страшное, что многоквартирные дома подключаются к уже изношенным сетям. В результате мы сс вами, петербуржцы, наблюдаем в течение года аварии и прорывы при проведении испытательных работ.
Еще один момент, на которые обратили внимания в правительстве, - это плачевное финансовое состояние организаций ЖКХ, в частности управляющих компаний. Они не доплачивают поставщикам ресурсов. В Северной столице, например, потери «ТЭК» и «Водоканала» по разным оценкам составляют почти в 15 млрд. рублей. А в конце прошлого года Фонд капремонта заявил, что на ремонт жилых помещений не хватает 2 млрд. рублей взносов.