В многолетней эпопее с петербургским метростроением, похоже, окончательно поставлена точка. Прокладкой тоннелей и возведением вестибюлей теперь займётся новый главный подрядчик. Смольный и группа ВТБ уже подписали соглашение о безвозмездной передаче в собственность города 65 % акций компании «Метрострой Северной столицы». Ранее Александр Беглов и Андрей Костин обратились к президенту с просьбой наделить организацию статусом единственного поставщика. Это позволит сохранить квалицированный персонал компании «Метрострой», а также всю ее производственную базу, сообщает пресс-служба правительства. Как радикальная трансформация может сказаться на темпах строительства обозреватель Business FM Петербург Максим Тихонов обсудил с исполнительным директором «Тоннельной ассоциации Северо-Запада» Сергеем Алпатовым.
Максим Тихонов: Сергей Николаевич, на ваш взгляд, выражаясь метафорически, имело ли смысл «городить новый огород» вместо того, чтобы спасать старый?
Сергей Алпатов: Во-первых, очень много неясного. Для того, чтобы составить точную картину, надо понимать, что из себя представляет новая компания, какой у нее уставный капитал – я думаю, что достаточно небольшой – что у нее есть в наличии из основных фондов. Передавать 60% городу – чего? Непонятно. Я тоже могу свою компанию сделать и передать 60% городу. Что передается городу? Просто акции, бумажки? 60% от этой компании? У компании, у которой ничего нет, как я думаю. Во-вторых, пишут, для того, чтобы сохранить потенциал, увеличить темпы, чтобы сохранить...
Максим Тихонов: Более того, персонал, производственную базу «Метростроя»…
Сергей Алпатов: Да, сохранить производственную базу, кадры. Такие кадры сохранить – это значит, грубо говоря, из того «Метростроя» должны люди перейти в новый «Метрострой», и основным фондом должно передано туда. А какие сегодня у «Метростроя» основные фонды? Что он может передать? Что у них с акциями? Что-то Тимченко передали. Он тоже в какой-то степени как конкурент. Сохранить старый «Метрострой»? К сожалению, наверное, это уже де-юре невозможно. Все было сделано, не знаю, с какой целью и кем... Такую махину развалили. От «Метростроя» по кадровому составу очень мало что осталось.
Максим Тихонов: Оборудование еще функционально?
Сергей Алпатов: Есть еще оборудование, но все оно находится, на мой взгляд, в достаточно запущенном состоянии. Да, работает большой щит в Москве, есть несколько щитов в Санкт-Петербурге, наши отечественные. Есть щит для проходки наклонного хода, но в каком состоянии? В целом, я считаю, если возвращаться далеко назад, лет на 5, конечно, вся эта операция, все это по-простому называют рейдерским захватом. Был спланирован, еще когда был и Огонесян, и так далее, помните…
Максим Тихонов: Вся история со стадионом, когда зачем-то бросили «Метрострой»…
Сергей Алпатов: Да, «Метрострой» выполнял все свои задачи, которые ему ставил город. Это очень важно. В частности, как вы сказали, со стадионом… Да и по театру, и по дамбе… Уникальнейшее сооружение в мировом масштабе! И вдруг раз, и он стал не нужен. Хотя люди были те же, руководство то же.
Максим Тихонов: Вам не кажется, что эту историю настолько затянули, что сейчас просто в пожарном порядке ищут варианты?
Сергей Алпатов: Нет, почему? Выходов здесь, наверняка, очень много. Конечно, надо было восстанавливать тот «Метрострой». Вы представляете, что такое раскрутить с нуля компанию, которая должна выполнять такие большие объемы? Это очень тяжело. Говорят «увеличить темпы строительства», дай бог, чтобы в ближайшие 10 лет (я теперь называю даже такие даты), были восстановлены цифры строительства, которые были не в последние годы – в последние годы ничего не было – но когда «Метрострой» еще нормально работал.