По подсчетам специалистов ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД), стоимость машин только с конвейера поднимется на 5, а то и 10%. Например, новый VW Jetta, если его ввозить из Китая, подорожает как минимум на 122 тысячи рублей. А за премиум-класс доплатить придется уже больше миллиона. Кстати, у немецкого автомобильного бренда, как и у его «собратьев», покинувших российский рынок, серьезно упали продажи. По словам главы РОАД Алексея Подщеколдина, по итогам прошлого года все они в совокупности смогли реализовать только около 300 тысяч машин. В то время как еще в 2021 году это число уверенно превышало миллион. За первое полугодие 2023-го за счет параллельного импорта удалось реализовать более 70 тысяч автомобилей, однако, очевидно, что покупатели из России гораздо менее охотно отдают явно завышенные суммы за европейский автопром, все чаще предпочитая ему китайцев. Их доля на российском рынке за два года увеличилась с 7 до 39% - только за первое полугодие 2023-го было продано более 170 тысяч различных марок из Поднебесной. Однако, из-за дефицита и вызванного им роста цен – а сейчас новый автомобиль можно купить в среднем за 2,6 млн рублей – все больше россиян выбирают подержанные автомобили. И возросший спрос предсказуемо породил скачок цен и на этом рынке: если еще в 2021-м году приличную машину с пробегом можно было купить по цене до 800 тысяч, то сейчас отдать за нее придется 1 200 000, а то и 1 300 000 рублей. Впрочем, эксперт рынка Максим Вирченко считает, что если рынок автомобилей, в том числе, подержанного «премиума», и просядет, то длиться это будет недолго:
Для того, чтобы хоть как-то компенсировать подорожание автомобилей, в РОАД предлагают вспомнить о программах утилизации. Ассоциация уже обратилась в правительство с просьбой отсрочить индексацию утильсбора, ставка которого с первого августа в среднем вырастет с 1,7 до 3,7 на легковые новые и б/у автомобили, ввозимые в страну юрлицами. В ассоциации предложили простую и понятную меру поддержки: при сдаче старого автомобиля и покупке нового местной сборки выплачивать владельцу, допустим, 100 тысяч рублей. По мнению Алексея Подщеколдина, это может стимулировать тех же китайских производителей собирать свои автомобили в России, создавая дополнительные рабочие места и пополняя казну налогами. В этом случае, им можно будет рассчитывать на поддержку по утилизации, которая невозможна при ввозе готовых авто. Кроме того, снизить цены для потребителя могло бы уменьшение платежей за утилизацию и пошлины, которые сейчас добавляют к стоимости новой иномарки порядка 900 тысяч рублей. А если в России признать китайские сертификаты, то сэкономить получится еще около 100 тысяч. И тогда цена уже будет радовать глаз и греть душу, опустившись в среднем до полутора миллионов рублей. Однако, автоэксперт Дмитрий Попов убежден, что повышение утилизационного сбора – мера необходимая, и на конечную цену машины влиять будет мало:
Добавим, что на российский автопром в плане насыщения рынка продуктом у дилеров пока надежды нет. В частности, «АвтоВАЗ» с машинами в сегменте до 2 миллионов рублей пока полностью не может удовлетворить спрос. Кроме того, значительная часть Lada Vesta, как отметили в РОАД, приходит к дилерам в недокомплекте и не может быть запущена в продажу.