Причинами отказа во всех случаях стали ссылки на новые правила министерства иностранных дел Финляндии, по которым с 30 сентября на территорию страны или транзитом через страну запрещено въезжать россиянам с туристическими визами. При этом, финны особо отмечали, что не будут, во-первых, препятствовать возвращению россиян домой, во-вторых, ограничения не коснутся тех, кто имеет разрешение на длительное пребывание в самой Финляндии или других странах – это может быть временный или постоянный вид на жительство, а также студенческая или рабочая виза. Документально все выглядело очень обстоятельно, но по факту интерпретировать новые правила в некоторых европейских аэропортах стали по-своему. Например, как пишет «Фонтанка», утром 1 октября петербуржца не пустили на рейс из хорватского Дубровника до Хельсинки. Причем, мужчину зарегистрировали, приняли багаж, поставили штамп о пересечении границы, но уже перед самой посадкой в самолет сообщили о том, что он никуда не летит. Объяснения о том, что из финского аэропорта он поедет на машине в Петербург и предъявленные билеты на «Сапсан» до Москвы на 2 октября не помогли. Другой случай произошел в Дюссельдорфе, где на рейс до столицы Финляндии не зарегистрировали двоих обладателей немецкого ВНЖ. Бывший звукорежиссер группы ДДТ Андрей Муратов, который постоянно живет в Германии и часто летает в Северную столицу через Хельсинки, рассуждает, с чем может быть связано подобное поведение финской авиакомпании.
При этом не во всех случаях авиакомпания готова возвращать деньги за билет. Например, в кейсе с перелетом из Дубровника в Хельсинки пассажиру предложили только лишь обменять его на другие даты, а на замечание о том, что и в другой день на рейс не пустят, развели руками. Другого путешественника, уже из Стамбула в Россию транзитом через Франкфурт-на-Майне, как пишет телеграм-канал «Авиаторщина», отказались сажать в самолет из-за отсутствия шенгенской визы, хотя по правилам транзитное пребывание в немецком аэропорту до сих пор не предполагало ее наличие. Но в этом случае отказавшая в перевозке «Lufthansa» пообещала компенсировать потраченные средства в течение семи дней. При этом, по словам экспертов, обращаться в страховые компании в данной ситуации бесполезно, поскольку случай вряд ли посчитают страховым. О том, как «перестраиваться» российским путешественникам в новой реальности, рассуждает коммерческий директор туристической компании «Вест Тревэл» Сергей Хохлов.
Добавим, что на прошлой неделе глава Ростуризма Зарина Догузова попросила туроператоров возвращать деньги за несостоявшиеся поездки россиянам, попавшим под мобилизацию. По словам Догузовой, она понимает всю сложность ситуации для бизнеса, но просит найти решения, максимально учитывающие интересы призванных на военную службу.