ЦБ 30.06
$51.16
53.86
ЦБ 29.06
$52.97
55.89
ММВБ 29.06
$61.94
63.9
BRENT 29.06
$115.54
7291
RTS 29.06
1210.54
Зимин

Роман Голованов: «Поиск инвесторов - это магистраль с двусторонним движением»

На ПМЭФ-2022 Петербург заключил свыше 40 соглашений более чем на полтриллиона рублей. Речь, в частности, идёт о проектах в сфере транспорта, здравоохранения, образования и IT-технологий, а также о различных направлениях промышленности. Основные итоги Петербургского международного экономического форума шеф-редактор Business FM Петербург Максим Морозов обсудил с председателем комитета по инвестициям Романом Головановым.
ПМЭФ’22

Роман Голованов и Максим Морозов на ПМЭФ-2022 - Фото: пресс-служба комитета по инвестициям Санкт-Петербурга

Максим Морозов: Поиск инвесторов — это дорога с двусторонним движением. Расскажите, пожалуйста, в каких инвесторах сегодня нуждается Санкт-Петербург, по каким критериям вы их отбираете, и, с другой точки зрения, каким инвесторам сейчас становится интересен Петербург?

Роман Голованов:Если использовать термин «двустороннее движение», я бы добавил, что это магистраль. В этом году на экономическом форуме от лица Санкт-Петербурга мы подписали в совокупности порядка 40 инвестиционных соглашений на общую сумму порядка 500 млрд рублей. Если подойти системно, то можно разделить отрасли на традиционные сферы подписания: например, транспортная сфера.

Мы подписали соглашение с инвестором о готовности по реконструкции железнодорожного переезда в Санкт-Петербурге, о создании путепровода. Это даст возможность поездам проходить с большей скоростью, улучшится эффективность работы железнодорожного сообщения внутри города, а автомобилистам не придётся ожидать, пока освободится проезд через железную дорогую.

Общая сумма подписания составила 98 млрд рублей. Это большая, но обоснованная сумма. Хотелось бы также сделать акцент на том, что мы продолжаем историю развития территорий.

Максим Морозов: В приоритете инфраструктурные проекты?

Роман Голованов: В приоритете всегда есть инфраструктурные проекты, всегда есть развитие территорий. Это, что называется, штучный товар, штучный продукт. Инфраструктура — это всё, что связано с капитальными вложениями. Например, транспортная и учебная инфраструктура.

На форуме подписано соглашение о строительстве федерального объекта на базе Политеха с участием Политеха. Это федеральная концессия. Соглашение подписано тремя сторонами: Санкт-Петербург, который оказывает административную и градостроительную поддержку, а также инженерную поддержку реализации этого проекта, группа ВТБ и сам Политех. Федеральное софинансирование и частные вложения. Отличный проект.

Этим проектом мы продолжаем развитие кампусов в Санкт-Петербурге. В прошлом году, напомню, на ПМЭФ были представлены проекты развития территории СПбГУ, до этого на базе города-спутника Южный —строительство ИТМО.

Максим Морозов: В какой пропорции: государственно-частные партнёрства и концессионные соглашения? Много вопросов вызывает то, что в аббревиатуре ГЧП, Ч — это государственный либо прогосударственный банк, либо госкомпания. Насколько там много собственно бизнес-составляющей, а насколько это государственно-государственная история?

Роман Голованов: Хотел бы подчеркнуть, что те соглашения, которые мы подписываем на ПМЭФ, сосредоточены не только в ГЧП или в концессиях. В аббревиатуре «ГЧП» зашито разделение рисков. Если мы говорим о жизненном цикле проекта (а я ранее сказал, что это проектирование, строительство, эксплуатация, финансирование), то все риски, связанные с каждым аспектом реализации, разбрасываются между участниками проекта. Например, по транспортным проектам город берёт на себя обязательства по софинансированию: часть средств вкладывает город, часть средств вкладывает частная сторона. Заёмное и акционерное финансирование. Также город берёт на себя подготовку территории, предоставление земельных участков, решение прав частной собственности с теми, кто располагается на трассировке будущего транспортного объекта. Частник говорит: «Мы построим в срок, в рамках выделенного бюджета» и берёт на себя эксплуатационную часть. Там своеобразное разделение рисков: за качество эксплуатации, за своевременность, за безопасность эксплуатации, за собираемость, если речь идёт о платных дорогах. Город оказывает содействие, выполняет контрольную функцию.

Если взять картину общими мазками, то ГЧП раскладывается именно на разделение рисков, сопряжённых с деньгами. Напомню, что в аэропорт Пулково город не вкладывал ни копейки, но получает хорошее вознаграждение от деятельности инвестора. Редкие, но меткие исключения.

Максим Морозов: В целом, процесс инвестирования достаточно долгий и неповоротливый, межведомственное взаимодействие, долгая окупаемость и так далее. В связи с этим были опасения о том, что и пандемия коронавируса, и санкционный кризис скажутся или уже сказываются на инвестиционном климате и активности. Какие тенденции вы сейчас наблюдаете? Понятно, что говорить окончательно сложно, но хотя бы какие тенденции?

Роман Голованов: Бизнес на то и бизнес, чтобы в любых условиях находить решения и адаптироваться к сложившимся условиям. Да, условия изменились, да, условия непростые, требуют определённых решений. Но хотел бы констатировать позитивное отношение бизнеса к возможностям, которые открываются на сегодняшний момент. Есть возможность переосмыслить подход к импортозамещению.

Сейчас актуальность импортозамещения подтверждена не просто идеологически, но и практически.

Большое количество компаний сосредоточено на локализации поставщиков, оборудования, материалов, локализации своих производственных мощностей, как в Санкт-Петербурге, так и в Ленинградской области, в целом – в России. Соответственно, текущие условия заставляют смотреть на производителей, которые находятся в доступности.

Автор:
Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Рекомендуем

Информация об этом появилась на официальной странице организации.
С 20 июня 2022 года вступают в силу поправки к закону «Об исполнительном производстве».
Согласно заявлению президента России на пленарном заседании ПМЭФ-2022, экономика России никогда не пойдет по пути самоизоляции и автаркии.

Комментарии

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.