Под жесткие санкции наряду со многими другими сферами жизни российский спорт попал год назад: клубы исключались из еврокубков, сборные – из различных международных соревнований вроде отбора к футбольному Евро в Германии. А на территории страны отменялись знаковые события, как, например, финал Лиги чемпионов, который должен был состояться в прошлом мае в Петербурге. Многие тогда полагали, что здравый смысл в итоге восторжествует и абсурдные решения будут отменены, а ограничения – сняты. Но этого не произошло. Более того, все обращения в международные спортивные судебные инстанции на уровне отдельных клубов и федераций не принесли никаких результатов. Вся эта ситуация потребовала оперативного, фактически, экстренного создания новых механизмов правовой и финансовой поддержки российского спорта, потому что в один момент исчезли и спонсорские контракты, и призовые за международные соревнования, и другие выплаты. О предпринятых мерах и результатах работы в рамках дискуссии на ПМЮФ рассказал замминистра спорта Андрей Федоров:
При этом в качестве перспектив спорта в России в новых условиях эксперты видят продолжение развития международных контактов. Несмотря на то, что внутри страны были организованы и проведены различные соревнования, а некоторые, например, кубок России по футболу, были переформатированы таким образом, чтобы компенсировать отсутствие матчей на евроарене, невозможность интернационального соперничества все же остается проблемой. Конечно, эти контакты будут направлены на так называемые «дружественные» страны: БРИКС, ШОС и СНГ. Но, несмотря на то, что в Минспорта видят это направление перспективным, практика показывает, что это не совсем так. Пример шахматной федерации России, которая первой перешла из Европы в Азию, просто меркнет на фоне того, с таким упорством РФС отстаивает право быть полноценным членом конфедерации европейской. И играть с Германией, Италией, Францией или Англией, а не с Ираном или Ираком, который, к тому же, отказался от идеи второго товарищеского матча со сборной России. При этом, как отмечают эксперты, сложность разрешения ситуации состоит в том, что рассматривать ее в правовом поле практически невозможно. О юридических аспектах проблемы рассуждает ректор Московского государственного юридического университета Виктор Блажеев:
Напомним, что еще в конце марта МОК рекомендовал допустить к международным соревнованиям в нейтральном статусе спортсменов из России и Белоруссии, которые не поддерживают СВО и не связаны с органами безопасности или вооруженными силами. В Олимпийском комитете России назвали эти требования невыполнимыми.